Систематический обзор и мета-анализ: от теории к практике

Систематический обзор и мета-анализ:

На основании соглашения об академическом и научном сотрудничестве и обмене между Белорусским государственным медицинском университетом (далее – университет) и Гетеборгским университетом и договором о намерениях с Каролинским Институтом (Швеция) 23-24 июня 2020 года факультетом повышения квалификации и переподготовки кадров был впервые организован и проведен на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения обучающий курс «Систематический обзор и мета-анализ: теория и практика» (для специалистов с высшим медицинским или фармацевтическим образованием, преподавателей учреждений образования системы здравоохранения)» (далее – обучающий курс).

Идею проведения обучающего курса претворяли в жизнь:

Анна Владимировна Сидорчук, старший научный сотрудник отдела клинической нейрологии Каролинского Института (Department of Clinical Neuroscience, Karolinska Institutet, Stockholm, Sweden), кандидат медицинских наук;

Андрей Александрович Пыко, сотрудник Института медицины окружающей среды Каролинского Института (The Institute of Environmental Medicine, Karolinska Institutet, Stockholm, Sweden), кандидат медицинских наук;

Ирина Николаевна Мороз, первый проректор учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

Татьяна Петровна Павлович, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент.

В качестве основы для разработки программы обучения использован постдипломный курс «Systematic review and meta-analysis» Каролинского Института, являющийся базовым курсом в области доказательной медицины, направленный на ознакомление с основными методологическими концепциями, понятиями и практическими приемами, используемыми при системной интеграции результатов отдельных исследований, с подходами к критической оценке результатов научных исследований.

В сжатые сроки шведскими и белорусскими коллегами проведена разработка, экспертиза и утверждение учебно-программной документации обучающего курса в соответствии с установленными требованиями, подготовлены информационные материалы для слушателей, согласован порядок проведения занятий.

Целью и задачами курса было ознакомить работников университета с принципами и методами систематического обзора и мета-анализа как инструментами доказательной медицины, сформировать навыки планирования, проведения и оценки результатов систематического обзора и мета-анализа при анализе научной литературы.

Обучение проводилось на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения и в форме аналогов аудиторных занятий с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Своими знаниями со слушателями в качестве преподавателей делились Анна Владимировна Сидорчук и Андрей Александрович Пыко.

(по ссылкам https://staff.ki.se/people/annsid и https://scholar.google.se/citations?user=ObGgbrsAAAAJ&hl=en можно ознакомиться с научными достижениями наших коллег).

Был представлен обширный материал, основанный на обобщенном и личном опыте педагогической и научной деятельности преподавателей.

Обучение прошли 16 слушателей из числа профессорско-преподавательского состава университета.

На протяжении двух дней участники обучающего курса смогли ознакомиться с принципами и методами формирования систематического обзора литературы и использования мета-анализа как инструмента доказательной медицины: обсудить основные этапы и практические шаги при написании протокола исследования, поисковые стратегии добычи данных релевантных исследований хорошего качества, освоить методики расчета фиксированных и случайных эффектов и оценки гетерогенности, представления и интерпретации результатов мета-анализа.

Предоставленная информация вызвала активный интерес и живое обсуждение во время занятий. Супервизором обучения стала и первый проректор университета Ирина Николаевна Мороз, которая приветствовала участников обучающего курса от имени руководства, участвовала в дискуссии и выразила благодарность организаторам и преподавателям обучающего курса за сотрудничество и вклад каждого в его реализацию.

 

Декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Оксана Александровна Теслова, которая самая являлась слушателем обучающего курса, отметила высокую насыщенность образовательной программы актуальными для организации и проведения научных исследований знаниями, необходимыми как опытным научным работникам, так и стоящим на пороге научных изысканий, и высказала надежду, что данная образовательная программа будет расширена и неоднократно реализована в белорусском научном сообществе.

Впечатления слушателей от обучения не были гетерогенными (этому термину было уделено много внимания на занятиях)):

– Очень информативный и необходимый курс. Спасибо огромное!

– Программа очень насыщена!

– Необходимо предусмотреть увеличение продолжительности курса.

– Понравилась организация, формат и содержание курса. Доступно и понятно была представлена информация на актуальные темы.

Своими впечатлениями поделилась Татьяна Петровна Павлович, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения: «Систематическому обзору и мета-анализу уделяется в последнее время все больше внимания в связи с тем, что доступность литературных источников, а также их количество неуклонно возрастает. В настоящее время эти две методики являются, пожалуй, основными в оценке опубликованных результатов научных исследований.

Анна Владимировна и Андрей Александрович показали себя настоящими профессионалами в сфере анализа литературных данных и доказательной медицины, великолепными педагогами, которые с первого часа занятий заинтересовали темой курса и расположили к себе абсолютно всю группу. Весь материал преподносился в доступной форме, приводились примеры из личного опыта, что является, на наш взгляд, крайне важным, так как особенности любой работы познаются только с приобретением опыта. Анна Владимировна дала рекомендации и поделилась опытом по вопросам поиска и работы с литературой, в практической реализации процедуры мета-анализа, что для нас являлось особо важным и интересным. У слушателей возникло много вопросов, на которые преподаватели дали подробные ответы.

Действительно жаль, что образовательный курс закончился. Мы получили многие ответы на возникшие у нас вопросы, также по результатам обучения появились следующие, которые заставляют нас проработать более глубоко и тщательно данную тему».

Как отметила Ирина Николаевна Мороз, первый проректор университета: «В современных условиях важное значение приобретает международное сотрудничество в сфере внедрения образовательных технологий и академической мобильности. В университете впервые организован обучающий курс по систематическому обзору и мета-анализу, который позволил повысить уровень профессиональных знаний профессорско-преподавательского состава в области биостатистики. Данный курс – первый шаг в пути долгосрочного сотрудничества между медицинскими университетами Беларуси и Швеции по внедрению новых образовательных технологий, планированию и организации научных исследований, подготовки научных работников высшей квалификации в области общественного здоровья и здравоохранения».

В планах долгосрочного сотрудничества – разработка и реализация образовательной программы повышения квалификации по прикладным аспектам систематического обзора и мета-анализа с привлечением в качестве преподавателей как шведских коллег, так и работников университета, прошедших обучение.

Будем рады увидеть в печати систематические обзоры и мета-анализы с авторством наших слушателей!

Материал подготовили:
О.А. Теслова, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров,
Т.П. Павлович, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения.
Фото авторов и Д. Зеленковского.