Конфликты и пути их преодоления

На кафедре патологической физиологии в группе 1338 лечебного факультета состоялся воспитательный час «Конфликты и пути их преодоления». Студентам было предложено пройти анкетирование с целью оценки своего уровня конфликтности (тест на оценку уровня конфликтности личности, В.И.Андреев, 1993). Кроме этого, участники мероприятия были ознакомлены с понятиями «конфликт», «конфликтность», а также основными путями преодоления конфликтов, выясняли, какие конфликтогены являются наиболее распространенными.

Люди по характеру, темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) нарушает интересы другой стороны.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или группы людей, связанных с острыми эмоциональными переживаниями (Гришина Н.В.). Существует еще одно близкое понятие – конфликтность. Конфликтность, в основном, рассматривается как состояние готовности личности к конфликтам, ее степень вовлеченности в развитие конфликта.

Считается, что около 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены– это слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту. Большая опасность происходит из игнорирования очень важной закономерности – эскалации конфликтогенов, которая состоит в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Психологи выделяют пять типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях:

  • конкуренция;
  • уклонение;
  • приспособление;
  • сотрудничество;
  • компромисс.

Стиль конкуренции

Может быть эффективным стилем в том случае, если человек обладает определенной властью; знает, что его решение или подход в данной ситуации правильны, и имеет возможность настаивать на них (например, обладает достаточным авторитетом для принятия решения; чувствует, что у него нет иного выбора и что ему нечего терять; находится в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования).

Стиль уклонения

Реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняется от решения конфликта. Данный стиль может использоваться, когда затрагиваемая проблема не столь важна для человека, когда он не хочет тратить силы на её решение или когда чувствует, что находится в безнадежном положении.

Стиль приспособления

Он означает, что человек действует с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: человека не особенно волнует случившееся; он хочет сохранить мир и добрые отношения с другими людьми; понимает, что правда на его стороне или у него мало шансов победить;

Стиль сотрудничества

Наиболее эффективный стиль, но и наиболее трудный. Если обе стороны понимает, в чем состоит причина конфликта, то имеется возможность вместе искать новые альтернативы или выбрать приемлемые компромиссы. Обе стороны должны затрать на это некоторое время, они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Стиль сотрудничества среди прочих самый трудный, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и конфликтных ситуациях.

Стиль компромисса

Человек немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Когда человек стараетесь прийти к компромиссному решению с кем-то, следует начинать с выяснения интересов и желаний обеих сторон. После этого необходимо обозначить область совпадения интересов.

В идеальном случае конфликт сам подсказывает нам стиль поведения. Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом нашего характера.

Заместитель заведующего по воспитательной работе кафедры патологической физиологии, старший преподаватель Е.Н.Чепелева