«Чёрная быль» Михаила Савицкого

В одну из суббот студенты стоматологического факультета получили возможность посетить выставку белорусского художника Михаила Савицкого в Национальном художественном музее.  В этом году мастеру исполнилось бы 100 лет.

Михаил Савицкий человек сложной, если не сказать трагической судьбы. Совсем еще юношей он участвовал в боях за Севастополь, оказался в плену, прошел концлагеря Дюссельдорф, Бухенвальд и Дахау. Был освобожден из Дахау в 1945 году. После войны выучился, стал художником и самым пронзительным голосом своей многострадальной земли.

Первые картины художника полны красок и исполнены жизни. Но тема войны, как незаживающей раны, «догнала» художника почти двадцать лет спустя. Самыми известными работами Михаила Савицкого стали «Партизаны», «Партизанская Мадонна», «Витебские ворота», «Поле» и автобиографический цикл «Цифры на сердце», рассказывающий об ужасах концлагерей.

Но война оказалась не единственной темой, волновавшей мастера. Чернобыльская катастрофа навсегда изменила судьбы миллионов людей, и художник не смог остаться в стороне от этой темы.

Страшное понятие «зона отчуждения» прочно вошло в творчество Михаила Савицкого. Над своей летописью самой масштабной техногенной катастрофы XX века художник начал работать почти сразу же после взрыва и не оставлял ее на протяжении десятилетия. Он назвал ее «Черная быль». Цикл состоит из 11 картин: «Эвакуация», «Зрячий», «Плач о земле», «Крест надежды», «Покинутые», «Доля», «Реквием», «Чернобыльская мадонна», «Запретная зона», «Ностальгия», «Аллегория Чернобыля».

На выставке были представлены лишь несколько из них, но и они позволяют оценить замысел мастера.

Картина «Эвакуация». Мы видим встревоженные лица людей перед посадкой в автобус. Они уже никогда не вернутся, но еще не знают об этом. Военное слово, которое вторглось в мирную жизнь. Эвакуация – знак невидимого врага, радиации, который неумолимо приближается, настигает еще ничего не подозревающих людей. Враг, которого не остановить. Лица людей за стеклом лишены красок, они похожи на призраков, словно уже не принадлежат этому миру.

Рядом еще одно полотно – «Плач о земле». Картина, выполнена всеми оттенками черного, как символ человеческого горя. Мертвая, похожая на пепел земля и черная зияющая пропасть над головами. В которой нет надежды.

Если внимательно присмотреться к полотнам цикла становится очевидно, что одежда людей как бы вне времени. Она не современная. Персонажи словно переместились с военных полотен. Тем самым автор дает понять – масштаб трагедии соизмерим с военным лихолетьем.

Еще одно полотно «Зрячий». Картину можно было бы принять за икону, если бы не человек с дозиметром на первом плане. Фигуры людей в белых одеждах, похожих на саваны, выстроены подобно возносящемуся храму. В верхней части полотна вписан текст из шестой главы Апокалипсиса: «…и сказано им, чтобы они успокоились».

Религиозный символизм наполняет картину особенным смыслом. В первый момент кажется, что зрячий – это именно дозиметрист, который в отличие от беззащитных людей может «видеть» радиацию, но цитата из Библии заставляет задуматься о другом ответе.

Экскурсию провел старший научный сотрудник музея Дмитрий Александрович Солодкий. За час с небольшим он не только ознакомил студентов с творчеством Михаила Савицкого, но и наглядно продемонстрировал, как важно не только смотреть, но и видеть картины. Задавать вопрос – «Кто ты в данный момент? Праздный наблюдатель или участник?»

Ребята уходили задумавшись, а вслед им смотрела скульптурная композиция – художник, несущий на плечах раму с высеченными на ней персонажами его картин. Художник, несущий свое творчество как крест.

Михаил Савицкий, человек, выживший в аду, писал картины не только для того, чтобы излить собственную боль, но и для того, чтобы зритель задумался о мере ответственности за случившееся и о необходимости быть разумными и милосердными.

Картины цикла «Черная быль» представлены в постоянной экспозиции Художественной галереи Михаила Савицкого в Минске.

Экскурсия была организована кафедрой эндодонтии и воспитателями общежития № 2 БГМУ.

Вера Машевская, заместитель декана по воспитательной работе стоматологического факультета, Ольга Пронорович, заместитель заведующего кафедрой эндодонтии Белгосмедуниверситета, фото предоставлено авторами