Погружение в профессию: развиваем компетенции врача-профилактика

На кафедре гигиены детей и подростков субординаторы 6 курса медико-профилактического факультета изучают дисциплину «Валеология», одна из тем которой посвящена современным требованиям к профессиональным компетенциям врача-валеолога. В рамках данной темы студенты изучают такие вопросы как: современные требования к компетенциям специалиста в области формирования здорового образа жизни населения; базовые знания, практические навыки и личностные компетенции врача-валеолога, способствующие продвижению среди населения идей здорового образа жизни; новые технологии и факторы повышения коммуникативной компетентности врача-валеолога; технология публичных выступлений; методы и приемы управления аудиторией, наличие обратной связи; гигиеническое обучение медицинских работников и специалистов других ведомств современным формам и методам профилактической работы с населением; требования к организации и алгоритм проведения методических и общеобразовательных семинаров, тренингов, совещаний, курсов, научно-практических конференций, круглых столов и др. Для отработки практических навыков студенты готовят и проводят тренинг по определенной теме на данном занятии.

Так в группе № 3604 в роли тренера выступила Татар Павла, которая провела мероприятие на тему «Мир без стигмы: о ВИЧ по-другому».

Тренинг начался, казалось бы, с простого задания: «Представьте себе: Вы идете на прогулку в парк. На входе сторож приветственно кивает вам, когда вы проходите мимо. Вы входите в парк и слышите пение птиц. На траве играет группа детей, за ними наблюдают их родители. Чуть дальше, на скамейке, обнимается парочка молодых людей. На другой стороне аллеи парка вы видите палатку с мороженым, подходите и покупаете себе пломбир в стаканчике...». Во время чтения этого задания, скорее всего, каждый из нас создал у себя в голове мысленные образы разных людей.

А далее тренер задает участникам тренинга целый ряд вопросов: «Скажите, а был ли кто-то из представленных вами в этой истории людей другой национальности, с другим цветом кожи? Были ли среди них люди с ограниченными возможностями? Молодые люди, которые обнимались на скамейке, были одного пола или противоположных? Кем был сторож, мужчиной или женщиной? А продавец мороженого?» 

Смысл упражнения состоит в том, чтобы показать нам, как наш мозг неосознанно добавляет информацию к услышанному, как мы, зачастую не осознавая, вешаем друг другу «ярлыки» и помимо нашей воли создаем стереотипы, а бывает и того хуже – стигмы. 

Вот и студенты 6 курса медико-профилактического факультета постарались разобраться: в чем же отличие стереотипов, предубеждений и стигмы; почему мы, не задумываясь, вешаем те самые социальные «ярлыки» на людей, живущих с ВИЧ, людей – инвалидов и т.п.? 

Кроме того, во время мероприятия тренер показала, как можно доносить информацию доступно и просто, ведь тре­нинг – это по­зна­ние се­бя и ок­ру­жа­ю­ще­го ми­ра, об­ще­ние в до­ве­ритель­ной ат­мо­сфе­ре и не­фор­маль­ной об­ста­нов­ке, эф­фек­тив­ная фор­ма ра­бо­ты для ус­во­е­ния зна­ний, ин­ст­ру­мент для фор­ми­ро­ва­ния уме­ний и на­вы­ков. Под руководством Татар П.В. через различные упражнения участники тренинга погружались в проблемы людей, живущих с ВИЧ, решали вопросы, с которыми ВИЧ-позитивные люди сталкиваются каждый день, разбирались в ограничениях, которые создало общество (мы сами) для людей с ВИЧ.  

Основной целью тренинга было показать ребятам как можно адекватно относиться к ВИЧ – позитивным людям. И под адекватным отношением к людям, живущим с ВИЧ, имеется в виду отношение к человеку вне зависимости от его ВИЧ-статуса, т.е. ни негативное отношение, ни позитивное, а по принципу «как ко всем».

Основная цель занятия тоже была достигнута: ребята разобрались какими компетенциями должен сегодня обладать врач-профилактик, чтобы эффективно работать с разными группами населения по формированию здорового образа жизни.

Такая форма занятия была положительно воспринята студентами, которые предложили, как можно чаще использовать тренинги для отработки практических навыков. Ребята единодушно выразили благодарность Павле Татар за тщательную подготовку мероприятия, которое никого не оставило равнодушным, а кафедре – за предоставленную возможность познакомиться и принять активное участие в такой форме работы с населением.

Материал подготовили:
доцент, к.м.н. Солтан М.М.
и студентка группы № 3604 (тренер) Татар Павла.