Погружение в профессию: медико-гигиеническое сопровождение детей в учреждениях общего среднего образования

Известно, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для детей от 6 до 17 лет такой средой является учреждение образования, в котором он проводит более 70% времени его бодрствования. Образовательная среда – понятие комплексное, включающее всё, что окружает ребенка в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, освещенность, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объём дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с учителями и сверстниками. Период обучения в школе совпадает с основными этапами роста и развития ребенка, когда организм наиболее уязвим к воздействию неблагоприятных факторов, в том числе и факторов образовательной среды (школьных рисков).

По данным Института возрастной физиологии РАО (РФ), школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. При этом считается, что отрицательное влияние перегрузок в начальной школе составляет 12%, а в старшей – 21%.

Ежегодный рост детской заболеваемости начался с середины 90-х годов прошлого века и, к сожалению, негативная тенденция продолжает сохраняться. В последние годы изменилась лишь структура общей детской заболеваемости. В структуре хронической патологии у детей от 0 до 14 лет и подростков 15-17 лет по-прежнему присутствуют заболевания костно-мышечной системы, которые приводят к снижению качества жизни и росту инвалидности как среди детского населения, так и взрослого.

Единственное конструктивное решение с учетом обозначенных аспектов – максимальное содействие укреплению здоровья детей в учреждениях общего среднего образования, контроль за реализаций данных мероприятий осуществляют специалисты педиатрической службы амбулаторно-поликлинических учреждений. С особенностями их работы в рамках изучения дисциплины «Медико-гигиеническое сопровождение детей и подростков организованных коллективов», которая преподается на кафедре гигиены детей и подростков для профиля субординатуры «Педиатрия» для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия», будущие специалисты знакомятся, посещая государственное учреждение образования «Санаторная школа-интернат № 9 г. Минска для детей с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани».

С особенностями организации образовательного пространства и проведения оздоровительно-корригирующих мероприятий, направленных на профилактику нарушений в состоянии здоровья обучающихся, субординаторов знакомит заведующая медицинским отделением санаторной школы – врач-педиатр первой категории Козорез Галина Леонидовна: 

 

Студентам предоставляется возможность также познакомиться с ведением медицинской документации, заполнением различных учетных и отчетных форм, с устройством медицинского отделения, посетив процедурный кабинет, кабинет физиотерапевтического лечения, кабинет массажа.

Будущие специалисты посещают общеобразовательные уроки и реально могут оценить:

- особенности оборудования учебных помещений для занятий детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата:

- условия проживания детей в школе-интернате, организацию занятий лечебной физкультурой в залах ЛФК и бассейне, работу медицинского персонала по контролю за качеством воды в плавательном бассейне:

- особенности организации питания детей и обязанности медицинского персонала по контролю за качеством питания обучающихся:

Кроме того, предоставляется уникальная возможность познакомиться с приборным комплексом «Топограф оптический дистанционный» для донозологической диагностики нарушений позвоночника. Заведующая медицинским отделением Козорез Г.Л. демонстрирует возможности прибора и знакомит вариантами заключений по результатам обследования:

Студенты, посетившие данное учреждение, единогласно высказали свою удовлетворенность организацией занятия и предоставленной возможностью ознакомления в реальных условиях с работой врачей-педиатров в организованном коллективе детей и подростков:

Материал подготовила
доцент кафедры гигиены детей
и подростков Солтан М.М.