Убедительность невербальных коммуникаций

Невербальная коммуникация - это взаимодействие между людьми без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей 60% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения (жесты, мимика, взгляд), около 30% голосом (интонацией, тональностью) и только 7-10% информации передается с помощью вербальных каналов.

Для обучающихся, проживающих в общежитии № 4, педагоги-психологи сектора социально-педагогической и психологической работы Конон С.Н. и Сулковский А.А. 26 октября провели занятие с элементами тренинга «Убедительность невербальных коммуникаций».

Участники тренинга обсудили все многообразие средств невербальных коммуникаций, а это и Визуальные средства (кинесика (жестикуляция) – движения рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица (мимика); поза (пантомимика), в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста; кожные реакции (покраснение, появление пота); дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.), и  Акустические средства (паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т.п.)), и Тактильно-кинестезические средства (физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.); такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу), и Ольфакторные средства (приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека и др.).

На примере практических упражнений студенты учились и овладевали приемами построения невербальных коммуникаций: как передать информацию только при помощи жестов и мимики,  как понять, что недоговаривает человек, открытые и закрытые жесты, что может сказать о человеке его поза и многое другое.

В заключении участники тренинга пришли к выводу, что умение распознавать невербальные сигналы пациента и способность убедительно использовать коммуникативные приемы является одним из необходимых психологических навыков хорошего врача.

Педагог-психолог СППР ОВРМ  Конон С.Н.