Толерантность: принципы толерантного поведения

Занятие с элементами тренинга «Толерантность: принципы толерантного поведения» по межкультурной коммуникации для студентов 1 курса медицинского факультета иностранных учащихся прошло на кафедре белорусского и русского языков, на котором присутствовали педагог-психолог Данченко Наталья Геннадьевна и преподаватель, и куратор Самуйлова Татьяна Ивановна. 

Занятие было посвящено общению представителей разных культур  с целью расширения представлений об особенностях толерантной личности и принципах толерантности; развитию навыков толерантного общения.

Психолог познакомила студентов с некоторыми принципами толерантности. Прежде всего – это принцип отказа от насилия – как средства общения и убеждения. Предложенное психологом упражнение «Я с тобой не согласен» позволило студентам спорить, но ответ участника должен быть убедительным и неагрессивным, не переходящим на личности.

Принцип не принуждения – быть требовательным к себе, а не к другим обсуждался в малых группах. Группы формулировали «правила поведения на занятиях», «подготовку к празднику». Правила должны быть сформулированы кратко и ясно. Затем докладчик малой группы зачитывал правила всем участникам.

Вывод, который участники сделали в конце упражнения, звучал так: быть требовательным к себе, а не пытаться менять других людей. Мы можем повлиять на другого человека только своим примером.

Психолог познакомила студентов с еще одним важным принципом принятия: человек имеет право быть другим. Работа проходила в группах. В каждой группе ведущий обращается к одному из участников со словами ты отличаешься от меня тем, что … Затем участник, о котором шла речь, обращается по этому же принципу к другому человеку.

Подводя итоги занятия, участники сделали вывод, что толерантный человек умеет принимать другого человека, который может отличаться от него по особенностям характера, национальности, культуре. Толерантность в этом смысле способствует развитию гармоничного общества.

Данченко Н.Г.
педагог-психолог ОВРМ