Семинар на тему «Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Арт-терапевтические техники в развитии лидерских качеств».

В условиях общежития возникновение конфликтных ситуаций не редкость. Ведь  трудно найти двух людей с абсолютно одинаковыми вкусами, привычками или интересами, поэтому в любых продолжительных отношениях между людьми рано или поздно могут возникнуть разногласия и противоречия. Причинами конфликтов могут стать противоположные ценностные ориентации, социально-экономическое неравенство, неблагополучие в быту, социально-психологическая несовместимость.

Чтобы конструктивно преодолевать возникающие конфликтные ситуации, студентам необходимо знать о различных способах разрешения конфликтов и уметь выбрать такой вариант поведения, который в наибольшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации. Тема семинара «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» в рамках постоянно действующего семинара для актива студенческого самоуправления общежитий «Шаг за шагом к успеху» стала актуальной и полезной для студентов. О пяти основных способах поведения в конфликте рассказала педагог-психолог сектора социально-педагогической и психологической работы Финская Татьяна Сергеевна:

I Соревнование (конкуренция);
II Приспособление (улаживание);
III Избегание (уклонение);
IV Компромисс;
V Сотрудничество.

Каждый из этих вариантов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других. Участники семинара смогли потренироваться и применить каждую из существующих стратегий поведения в конфликте на примерах конкретных конфликтных ситуаций, возникающих в условиях общежития,  что помогло студентам наглядно оценить эффективность каждой стратегии. Из информационных буклетов «Правила бесконфликтного общения» участники семинара смогли узнать, что многих конфликтов можно избежать, применяя правила эффективной коммуникации.

В жизни каждого человека наступает такой момент, когда мысли, чувства и мечты недостаточно выразить только словами.  Иногда о проблеме можно рассказать,  а иногда ее проще нарисовать, выразить в цвете, образе. Рисунок помогают безопасно выразить себя. Эффективность в использовании арт-терапевтических техник – отделить проблему от себя и посмотреть на нее со стороны. Психолог Данченко Н.Г. представила арт-техники как способ самовыражения, помогающие исследовать свой потенциал и новые возможности. Техника «Рисование на мокрой бумаге» используется для снятия напряжения, гармонизации эмоционального состояния, развития воображения. Наблюдая за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Техника «Свободный рисунок в круге/квадрате» используется с целью налаживания коммуникации, объединения, гармонизации эмоционального состояния. Это арт-техника, помогающая развитию коммуникативных навыков.

Также были представлены интересные техники рисования – дудлинг и зентангл. Это техники рисования простых фигурок (точек, кружков, линий). Такое рисование расслабляет и развивает творческие способности, техника зентангл требует более высокой концентрации и является более осознанной, поможет собраться с мыслями, сконцентрироваться, освободиться от накопленных переживаний.

При составлении коллажа происходит большая внутренняя психологическая работа. В центре нашего внутреннего внимания находится будущее. Работа в арт-технике коллаж является отражением наших настоящих желаний и чувств, включает креативность и смелость в осуществлении желаний, творческая работа с будущим всегда затрагивает важные внутренние темы.

Техника для завершения дня эффективна в развитие таких лидерских качеств, как самодисциплина, личностный рост, эмоциональное равновесие. Это простая  техника, которая поможет интегрировать все события, эмоции дня. В конце недели или месяца собрав свои рисунки, вы увидите кусочек своей жизни в цвете. 

В конце семинара участникам было предложен ассоциативный рисуночный тест.

 

Педагоги-психологи ОВРМ
Финская Т.С., Данченко Н.Г.