Роль педагога-психолога во взаимодействии со студентами, проживающими в общежитиях

Сегодня к образованию нельзя относиться только как процессу накопления знаний. В современных условиях основная задача образования заключается, прежде всего, в развитии аналитических способностей у студентов и умении «критически мыслить», в развитии «навыков и умении учиться». Важно, чтобы студенты овладели умением самим воспринимать и находить необходимые знания, успевать за переменами и адекватно воспринимать их. Обучение таким способностям – задача педагогов. Психологический комфорт, адаптация студентов к условиям обучения в университете и проживания в общежитиях – задача психологов.

Во втором полугодии 2019 года на базе общежитий №№ 3, 7 педагогом-психологом Губановой Н.В. проводились групповые и индивидуальные встречи со студентами, направленные на: содействие адаптации студентов к условиям обучения в университете и проживания в общежитиях, осуществление психологического сопровождения обучающихся; формирование коммуникативных навыков, культуры здорового образа жизни, навыков самосохраняющего поведения; развитие лидерских качеств; проведение социально значимых мероприятий в рамках Единых дней здоровья в Республике Беларусь.

Для несовершеннолетних, проживающих в общежитии №7 был проведен психологический тренинг «Позитив+», в котором участники проигрывали ситуации создания и сохранения положительного настроя в любых жизненных моментах, проговаривали все свои тревоги, недовольство, сомнения в «негативе» и мечты, пожелания, комплименты – в «позитиве». Высказывались о том, что для наслаждения в полной мере позитивными моментами, необходимо иногда испытывать негативные эмоции. Поделились своими источниками радости, ярких впечатлений и хорошего настроения. Ребята получили возможность познакомиться с принципами позитивного мышления. Дополнительную информацию можно было получить в информационном бюллетене «Позитивное мышление – ключ к психическому здоровью».

Игровое занятие «А у нас…» с несовершеннолетними студентами общежития №3 позволило участникам с помощью ассоциативных метафорических карт настроиться на позитивную волну, осознать свои сильные стороны, нащупать внутреннюю точку опоры в сложных ситуациях, научиться раскрывать с вой ресурс и давать поддержку другим участникам.

Сказкотерапевтическое занятие «История Осины», в котором участвовали студенты, проживающие в общежитии №3, нацелено на повышение самооценки через осознание собственной ценности и уникальности. Через сказочные образы у ребят была возможность осознать свои индивидуальные особенности, осмыслить собственную модель поведения, изменить взгляд на себя и свою жизнь, высвободить позитивные эмоции и чувства.

Студенты и слушатели, проживающие в общежитии №7 участвовали в сказкотерапевтическом занятии «Хамелеон», целью которого было развитие самосознания, коммуникативных и творческих навыков. Проигрывание ситуаций в образе «хамелеона» помогло участникам в развитии эмпатии, овладении навыками самопознания, открытии новых форм сотрудничества.

Студенты, проживающие в общежитии №3, стали участниками игрового занятия «Толерантное отношение к людям, живущим с ВИЧ-инфекцией», целью которого было показать, что дискриминация и стигматизация могут способствовать развитию эпидемии ВИЧ/СПИДа. Поставленные задачи осуществлялись через игры, которые способствовали изменению личных установок участников на более толерантные.

Ребята сделали вывод: все люди, независимо от наличия ВИЧ-инфекции в организме, имеют право на то, чтобы соблюдались их законные права. А государство и окружающие должны сделать все для того, чтобы эти права не нарушались. Стигматизация и дискриминация приводят к потере контроля над распространением эпидемии из-за того, что люди стремятся любой ценой избежать огласки своего статуса, даже в ущерб собственному здоровью. Людям с ВИЧ не нужна жалость и навязчивая опека. Им нужно уважение, дружеское понимание и поддержка. Их стремление прожить полноценную и счастливую жизнь - стремление, свойственное всем людям.

Тренинг по арт-терапии «Коллаж обновленной реальности или мечты» открыл возможность для ребят из общежития №7поразмышлять о жизни, целях, которые хочется достичь, настроиться на волну успеха, правильно ставить задачи, привести в порядок свои мысли, настроиться на лучшее в своей жизни.

 
 

Благодаря тесному сотрудничеству психолога с администрацией общежитий, воспитателями, студенческим советом, обеспечивается благоприятная обстановка для комфортного проживания слушателей и студентов нашего университета.

Педагог-психолог сектора СППР Губанова Наталья Викторовна