«Особенности зависимой личности» – психологический тренинг

31 мая отмечается Международный день отказа от курения. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год в мире от курения умирают 5,4 миллиона человек. К 2030 году эта цифра превысит 8 миллионов смертей, причем более 80 % ассоциированных с табаком смертей произойдут в развивающихся странах. В XX веке табачная эпидемия убила 100 миллионов человек, а в течение XXI века она убьет 1 биллион человек.

Курение – социальная проблема общества как для курящей, так и для некурящей его части. Для первой – проблема бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» данной привычкой, тем самым сохранить свое здоровье.

Курильщики сокращают собственную ожидаемую продолжительность жизни на 5–7 лет по сравнению с некурящими людьми. Курение меняет цвет лица, способствует преждевременному появлению морщин. У курильщика желтеют зубы, изо рта появляется неприятный запах, грубеет голос. От вещей курящего человека постоянно пахнет табаком.

Табакокурение в молодом возрасте можно рассматривать как начало аддиктивного пути. Основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску эмоциональных запредельных переживаний и неспособность быть ответственным за свои поступки. Такой уход осуществляется путем искусственного изменения психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ.

В рамках Международного дня отказа от курения студенты, проживающие в общежитии № 4 Белорусского государственного медицинского университета, приняли участие в тренинге «Психологические особенности зависимой личности». Они погружались в пространство, которое наполнено мироощущением зависимого от никотина человека, осознавали особенности характера и поведения зависимой личности.

Для сохранения жизни и освобождения из плена зависимости участники находили и идентифицировали личностные ресурсы, скрытые за «масками», разрешали головоломки, решали задачи на логику, подключали креативное мышление и выходили за рамки предложенного. В роли главного героя выступали трое, подобно структуре личности согласно Фрейду, – Ид, Эго и Супер-Эго. На пути к свободе главный герой встретился лицом к лицу со своими эмоциями, здоровьем, мудростью, эмпатией и уверенностью.

Успешно преодолев все препятствия, получив осознанный опыт и массу положительных эмоций, студенты овладели знаниями о психологических ресурсах, которые могут оказаться весьма полезными на пути к свободе от зависимости.

Светлана Конон, педагог-психолог сектора социально-педагогической и психологической работы БГМУ, фото автора