Между мыслями и чувствами

Аарон Бэк считал: «Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». То есть не мир плох, а наши мысли о нем.

Схема такая: внешнее событие –> когнитивная система –> мысленная интерпретация –> реакция на событие (чувства/поведение).

Мысли – интересные связки чего-то с чем-то, которые возникают в процессе переработки ощущений, чувств или каких-либо других мыслей. Мысли бывают ясные и смутные, мелкие и глубокие, путаные и четкие, это могут быть предположения и ассоциации, убежденные констатации или рассказ о сомнениях.

Если чувство – это восприятие через тело, то мысли – образно-визуальное или понятийное восприятие, восприятие через ум («голову»).

Чувства и ощущения часто похожи, их нередко путают, но на самом деле отличить их легко: ощущения – это элементарная кинестетика, а чувства – уже переработанные умом ощущения, это уже целостное и осмысленное видение происходящего.

Уже традиционными стали встречи педагога-психолога Галины Николаевны Витовской со студентами, проживающими в общежитии № 10. Занятие для участников началось с вопроса на оценку себя как «чувствующих» или «думающих». Непростым для ребят оказалось задание показать, а не рассказать о своем состоянии в данный момент времени.

Практически всем людям свойственно фиксироваться на своем мышлении, от этой проблемы в той или иной степени страдают все. Они либо больше верят мышлению, а не чувствам, и совершают ошибки, либо вообще полностью фиксируются на мышлении и тогда теряют способность функционировать. Ведь, если человек перестает воспринимать реальность, он теряет способность действовать в ней. Поэтому нам всем надо учиться направлять внимание не на мысли, а на чувственное восприятие. На все, что мы видим, слышим, ощущаем и так далее.

На занятии, общаясь друг с другом, участники учились оценивать-разделять свои «мысли-ощущения-эмоции». Если научишься обращать внимание на то, что чувствуешь, вернешь себе утраченный контакт с реальностью. При этом, что характерно, чем лучше научишься чувствовать – тем лучше научишься и думать.

Галина Витовская, педагог-психолог сектора социально-педагогической и психологической работы ОВРМ Белорусского государственного медицинского университета, фото предоставлено автором