Дистанционное обучение на кафедре эпидемиологии

12 марта 2020 года ВОЗ объявила вспышку COVID-19, вызванную коронавирусом SARS-CoV-2, пандемией. Эпидемиология инфекционных болезней стремительно ворвалась в нашу жизнь. Каждый житель планеты отслеживает эпидемическую ситуацию в мире и своей стране. Привычными стали такие эпидемиологические термины как эпидемия, карантин, эпидемиологическое расследование, дезинфекция, изоляция, контактные лица, тестирование, ПЦР диагностика. Пандемия COVID-19 внесла коррективы в жизнь общества и каждого человека, заставив задуматься не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих людей. Социальное дистанцирование, соблюдение правил гигиены, ношение масок и использование антисептиков, ограничение контактов стали привычными нормами поведения.

С учетом сложившейся ситуации на кафедре эпидемиологии было организовано дистанционное обучение студентов всех курсов и факультетов по учебным дисциплинам, преподаваемым на кафедре. Помимо практических занятий со студентами 3, 4 и 5 курсов медико-профилактического факультета и 4 курса педиатрического факультета в рамках учебных дисциплин «Эпидемиология» и «Эпидемиология и военная эпидемиология», в данный момент проводятся занятия с субординаторами 6 курса лечебного и педиатрического факультетов по тематике спецкурсов «Доказательная медицина» и «Основы иммунопрофилактики у детей».

Подобная форма учебного процесса в новинку, однако преподаватели кафедры проявили творческий подход, быстро адаптируя различные современные возможности дистанционного обучения под тематические планы учебных занятий.

С использованием сервиса Google Classroom создан курс по эпидемиологической диагностике (автор курса доцент Гузовская Т.С.), позволяющий не только легко и быстро организовывать занятия, раздавать задание студентам, но и эффективно общаться с учащимися, проводить проверку выполненные заданий.

Старший преподаватель Шилова М.А. и ассистент Логовая Е.Н. организовали интерактивное проведение занятий для студентов 5 курса медико-профилактического, 4 курса педиатрического и 3 курса медико-профилактического факультетов с использованием программы Skype, которая предоставляет широкие возможности не только для обсуждения вопросов в чате, но и организацию устного опроса студентов по теме занятия, разбора наиболее сложных понятий, демонстрации учебных материалов и презентаций, что положительно сказывается на вовлеченности каждого из студентов в учебный процесс, создает условия для последующей дискуссии и глубокой проработки учебного материала.

На фотографии – студенты группы 3507 в процессе дистанционной формы обучения на видеосвязи с преподавателем в программе Skype

На фотографии – студенты группы 2403 в процессе дистанционной формы обучения на видеосвязи с преподавателем в программе Skype

На фотографии – демонстрация, подготовленных докладов по теме занятия

При проведении занятий в рамках спецкурсов «Доказательная медицина» и «Основы иммунопрофилактики у детей» доцент Вальчук И.Н. и старший преподаватель Федорова И.В. используют Moodle и различные мобильные приложения (Viber, Telegram) для быстрого обмена сообщениями со студентами, рассылки и контроля выполнения заданий.

На фотографии – рассылка задачи студентам с помощью мобильного приложения Viber 

Своими впечатлениями об организации дистанционного обучения делится доцент Дороженкова Т.Е. «Эпидемия коронавируса вмешалась в самый разгар нашего цикла по эпидемиологии для студентов 5 курса медико-профилактического факультета. Одновременно пришлось перестраиваться как студентам, так и преподавателю, ведь коронавирус стал еще и «наглядным пособием по предмету». Мы с группой 3505 вначале создали общий чат и перешли на общение через Viber и электронную почту. Для каждого студента необходимо было завести отдельную папку и методично рецензировать каждую присланную работу. Таким образом, в первые дни нового формата обучения студенты не только интенсивно прорабатывали информационный материал, выполняли тестовые задания, но и успешно справились с письменной контрольной работой. Затем, решено было для большей продуктивности перейти на обучение с использованием многофункционального интернет-мессенджера Skype, где имеется возможность голосового, текстового и видеообщения. Студенты подготовили тематические презентации, которые затем бурно обсуждали с преподавателем в формате видеоконференции. Да, кстати, наши девочки успевают еще и побродить виртуально по «Эрмитажу» и «Русскому музею», побывали в бриллиантовой кладовой, познакомились с искусством Древней Греции и Древнего Востока, посетили выставочный зал Манежа Малого Эрмитажа.

На фотографии – студенты группы 3505 в процессе дистанционной формы обучения на видеосвязи с преподавателем в программе Skype (Елизавета Коваленко,  Марина Бобкова, Наталья Гудкова)

Демонстрация подготовленного доклада по теме занятия (на фотографии с докладом –  студентка группы 3505 Гуринович Наталья)

Так что дистанционные занятия – это еще и повод для ускоренного освоения новых онлайн-сервисов и расширения кругозора».

В конце рабочего дня преподаватели кафедры активно обмениваются мнениями, делятся позитивным опытом использования новых форм дистанционного обучения!

Подготовили:  кандидат медицинских наук, доцент  Т.С.Гузовская,кандидат медицинских наук, доцент И.Н.Вальчук, старший преподаватель М.А Шилова, кандидат биологических наук, доцент Т.Е.Дороженкова, старший преподаватель И.В.Федорова, ассистент кафедры Е.Н.Логовая