Как это все начиналось…

Есть такая профессия – психолог. Вклад психолога в развитие личности студента не так заметен, но не менее важен. В чем же специфика работы психолога в вузе? Заключается она в следующем: создание благоприятного психологического климата, формирование условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечение психологической защищенности студентов, преподавателей и сотрудников, поддержка и укрепление их психического здоровья.

Психологическое сопровождение процесса развития личности студента в системе высшего образования включает: психологическое просвещение; психологическую профилактику и предупреждение возможного неблагополучия в психическом, личностном и профессиональном развитии студентов; психодиагностику; психологическое консультирование по проблемам, с которыми к психологу обращаются студенты и сотрудники вуза; проведение психологических тренингов в учебных группах и в общежитиях.

Сделаем небольшой экскурс в учебный 2021–2022 год на лечебный факультет.

Начало учебного года начинается со знакомства и проведения адаптационных тренинговых занятий с первокурсниками.

«Адаптация первокурсников»

Как известно, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды. Процесс адаптации имеет место тогда, когда обычное, привычное поведение вообще или мало эффективно и необходимо преодоление затруднений, связанных именно с новизной условий. Именно с такими затруднениями, связанными с новизной условий, сталкивается бывший школьник при поступлении в вуз.

Адаптация студентов – сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности.

В осенний и весенний периоды прошли занятия по адаптации студентов первого курса лечебного факультета к условиям обучения в университете.

Для студентов 2-го курса проводятся тренинговые занятия на «Формирование благоприятного микроклимата в коллективе учебной группы».

«Развитие коммуникативных способностей» – это тема встреч со студентами третьего курса.

В течение года каждый месяц на базе общежитий № 4 и № 10 встречи с психологом стали традицией. Тематика разнообразна.

«Как справиться с сомнениями?»

Каждому человеку в жизни хотя бы раз приходилось сталкиваться с сомнениями. Выбор – «делать или не делать» и в каком направлении идти – очень изматывает человека эмоционально, и многие люди даже не хотят думать ни о каких переменах в своей жизни, лишь бы не «наталкиваться» на этот выбор.

Так откуда берутся сомнения? Как они влияют на человека? Как бороться с сомнениями? На эти и другие вопросы находили ответы студенты, проживающие в общежитии № 4 во время игрового занятия 
«Шесть способов справиться с сомнениями» вместе с психологом Натальей Викторовной Губановой.

Будущие врачи делились собственным опытом выхода из ситуаций, в дискуссии находили оптимальное решение для конкретного случая, оказывая поддержку друг другу. Ребята были не только активными слушателями, но и активными участниками встречи.

«Территория радости»

Для студентов, проживающих в общежитиях № 4 и № 10 было проведено игровое занятие с элементами тренинга «Территория радости», которое способствует формированию навыков конструктивного общения, созданию условий для оценки успешности собственной деятельности, отработки навыков успешного поведения, повышения самооценки. В игровой форме участники учились оценивать свои чувства и чувства других невербально, делиться ими в арт-пространстве и при обращении. Встреча позволила эмоционально сблизить участников.

«Лень-менеджмент»

Мы часто говорим о лени, боремся с ней, но при этом ограничиваемся поверхностным представлением о самом феномене. Лень (или синдром прокрастинации, от англ. procrastinate – откладывать, волынить) можно рассматривать не как нежелание что-то делать, а как желание не делать что-то конкретное. Классическая теория тайм-менеджмента выделяет три основные причины:

1) дело слишком большое и сложное или кажется таковым (так называемый слон), страшно браться;

2) дело небольшое, но неприятное (так называемая лягушка), неприятно браться;

3) дело требует принятия какого-то решения, но мы не хотим его принимать, боимся ответственности («синдром апельсинов»).

Чтобы понять свои состояния, разобраться в природе их происхождения и найти действенный выход из них, педагогом-психологом Натальей Викторовной Губановой было проведено тренинговое занятие «Лень-менеджмент. Сказочный понедельник. Прокрастинация и апатия» для студентов, проживающих в общежитиях № 10 и № 4.

Чтение сказки, просмотр мультфильма, метафоры – инструменты, при помощи которых участникам встречи было легче понять разницу и определиться со своим состоянием, выбрать способы, подходящие лично для каждого и начать ими пользоваться прямо сейчас.

Главное, чтобы полученные знания не лень было применить на практике.

«Психологическая игра «Телепат»

На очередной встрече со студентами в общежитиях № 4, № 10 психологом был использован один из наиболее эффективных методов взаимодействия со студентами – психологическая игра.

В ходе игры один игрок тайно отвечает на личный вопрос, его соседу нужно ответить так же. А каждому следующему нужно было понять, что же ответил предыдущий. Нередко в ходе игры шла дискуссия о том, почему возникает та или иная форма поведения в социуме.

«Мечты сбываются»

Арт-терапия – один из любимых используемых методов в работе психолога.

Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка), техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т. д.) и объемных материалов.

Дать волю своим мечтам накануне Нового года посчастливилось студентам, проживающим в общежитии № 4. Самые сокровенные, самые смелые свои мечты участники оформили в виде коллажа и загадали желание. Ведь под Новый год, если очень захотеть, все сбывается…

«Секреты самопрезентации»

Слово «самопрезентация», происходящее от английского selfpresentation, означает самоподачу, самопредъявление.

При любом общении с собеседником либо с аудиторией мы себя предъявляем, рекомендуем, представляем. Это и есть самопрезентация. Даже просто находясь там, где присутствуют другие люди, мы по большей части подсознательно себя презентуем. Другие люди оценивают нас по нашей внешности, настроению, тембру голоса, смыслу наших высказываний, жестам и позе. И в итоге они формируют свое мнение, в результате которого вешается множество ярлыков, определяющих впоследствии поведение при общении с нами.

Каким другой человек увидит нас при первой встрече, как оценит, будет очень сильно зависеть наше будущее общение с ним.

Отсюда вывод: на наш жизненный успех влияет то, как нас оценивают другие люди, а поэтому умение презентовать себя другим людям и есть владение искусством самопрезентации.

Во время встречи с психологом, в общежитиях № 4 и № 10, участники (кандидаты в студенческий актив) учились презентовать себя перед мало знакомой аудиторией; работали в командах, приобретая умение слушать друг друга, поддерживать и договариваться. Вместе «сделали» 14 шагов к уверенности в себе.

«Кейс по делегированию «Обычный день в семье» (в рамках клубного объединения «Молодая семья»)

Кейс-технологии представляют собой организованный процесс анализа конкретных ситуаций из практики любого вида деятельности. В результате анализа ситуаций у студентов формируются и развиваются профессиональные компетенции, необходимые для успешного выполнения этой деятельности.

Кейс-метод ориентирован не столько на приобретение конкретных знаний, сколько на развитие способностей, умений и навыков, среди которых особое внимание уделяется умению перерабатывать и анализировать большие объемы информации. Это позволяет не только научиться анализировать причинно-следственные связи, но и создавать готовый результат, нацеленный на будущее.

На данной встрече участники из общежития № 4 моделировали поведение в обычной семье в обычный вечер. Каждому из участников была дана инструкция смоделировать поведение для достижения определенного результата. Успех или неуспех зависел от каждого из участников.

После разыгрывания ситуации была дискуссия по обмену взглядами по поводу проблемы и путей ее решения. Результаты встречи превзошли себя: осознание важности умения выстраивать отношения необходимы не только в профессиональном становлении, но и в личной жизни.

Подводя итоги года уходящего, хочется отметить, что чувство удовлетворения от проделанной работы присутствует благодаря участникам процесса, их открытости, активности, непохожести, доверия, которое возникло между нами. А это очень ценно! Спасибо за сотрудничество и бесценный опыт!

До встречи в новом учебном году!

Наталья Губанова, педагог-психолог сектора социально-педагогической и психологической работы отдела воспитательной работы с молодежью БГМУ, фото предоставлено автором