Основы воспитания и самовоспитания студентов БГМУ. А.И. Близнюк
Под воспитанием понимается процесс освоения правил культурного поведения в обществе, привития основ гражданского самосознания и ответственности. Воспитание предполагает сознательную работу воспитуемого над собой по формированию зрелой личности в рамках определенных обществом правил и обычаев. Хорошим эталоном для формирования врача и зрелого гражданина мог бы стать кодекс студента БГМУ. С целью инициации разработки такового предлагаем для обсуждения 10 серьезных и 10 несерьезных заповедей студента-медика.
Итак, 10 серьезных заповедей студента БГМУ
- Врач – это не профессия, врач – это судьба, требующая безропотного служения страждущим и болящим людям везде и всегда, готовности к повседневному подвигу самоотречения и самопожертвования.
- Овладевая врачебным искусством и готовясь к практической медицинской деятельности – очисти свою душу от эгоизма, зазнайства, меркантилизма и сребролюбия.
- Отсутствие общей теории медицины обусловливает мозаичность, фрагментарность и случайность Ваших знаний. Постигая азы медицинских наук, систематизируй собственные знания, развивай мышление, понимание сущности болезней и больного человека.
- Имей мужества признавать собственные ошибки и заблуждения, искупай их покаянием, постоянной работой по совершенствованию знаний. Помни, что основные причины врачебных ошибок и неудач – это невежество и зазнайство.
- Уважай мнение учителей, преподавателей, опыт врачей и старших коллег, учись у них. Вместе с тем, формируй и отстаивай собственные убеждения, основанные на знаниях и опыте.
- Соблюдай аккуратность внешнего вида и культуру поведения, которые являются визитной карточкой внутреннего содержания и порядочности личности.
- Будь корректен с педагогами, медицинским персоналом, уважай их труд, звания, должности, опыт и возраст. Это твое будущее.
- В отношениях с пациентами проявляй вежливость и тактичность; подчеркивая обязательность взаимного уважения не скатывайся к грубости, примитивизму.
- Высшее образование индивидуальное, а не коллективное приобретение. Отстаивая групповые и корпоративные интересы, не оказывай медвежьей услуги коллегам поддерживая их заносчивость, тщеславие и самодурство.
- Помни, что подготовка врача включает овладение научными медицинскими знаниями, основами культуры, искусством понимания человека и его проблем, практическими навыками медицинского ремесла. Только постоянная активная работа над собой в этих направлениях позволит тебе стать квалифицированным специалистом. Формирование интеллекта предполагает также чтение художественной и исторической литературы, развитие культуры речи и общения.
10 несерьезных заповедей студента
- Понимая и принимая свою неповторимость и превосходство над другими не стремись убеждать в этом окружающих, не способных в силу своих способностей признать данный факт по определению.
- Помните, что преподаватели – люди (специалисты) вчерашнего дня, а вы (студенты) – завтрашнего. Сегодняшняя ваша совместная встреча неизбежно содержит противоречия и недопонимания, которые не следует заострять. Сосредоточьтесь на общем – преемственности и диалектичности процесса познания.
- Засыпая на лекции, не запрокидывайте голову кзади с открытым ртом. Созданные условия для сквозняка могут спровоцировать неожиданный громкий звук, смущающий соседей.
- Испытывая и демонстрируя повышенный интерес к соседке во время занятий, помните, что Вы отвлекаете всю группу от цели занятия. Знания и девушки не приходят вместе.
- Лучший способ скрыть недостаток знаний и непонимание обсуждаемой темы – приняться жонглировать современными терминами-амебами: дисбаланс цитокинов, активация интерлейкинов, дисфункция эндотелия, х-синдром, органопатии, иммуннокомпроментация, эндокринопатия, недостаточность сфинктера и т.п.
- Отмечая низкую по сравнению с Вашей медицинскую подготовку пациентов, а порой и их бестолковость, не стремитесь демонстрировать отсутствие интереса к ним. Попробуйте принять их внутренний мир как проблему человеческого несовершенства.
- Девушки-студентки! Следите за своей одеждой. Обнажая интимные части тела вы фиксируете интересы и фантазии одногруппников на физиологическом уровне, провоцируете возмущение больных.
- Обращение к учебнику во время ответа – это демонстрация собственной неподготовленности к занятию и порождение сомнения в знаниях у всей группы.
- Наиболее доступный способ обратить на себя внимание группы – опоздать на занятие, а блеснуть остроумием – придумать смешную причину опоздания.
- Лучший способ изучить нелюбимый предмет – начать виртуальную полемику с преподавателем.
Приглашаем преподавателей и студентов к развитию данной темы: сочинению и формулированию новых заповедей студента, редактированию предлагаемых с целью создания кодекса студента БГМУ.
Доцент кафедры поликлинической терапии А.И. Близнюк.