«Анатомия есть ключ и руль медицины» (Anatomia clavis et clavus medicinal)

В течение двух лет доцент кафедры нормальной анатомии, Людмила Александровна Давыдова, в курируемых группах педиатрического факультета проводила Вересаевские чтения, которые завершились в декабре этого года открытым уроком «Анатомия есть ключ и руль медицины». В ходе воспитательного часа затронуты вопросы, касающиеся становления Вересаева  Викентия  Викентьевича  как врача, его наблюдения и размышления, о том, что без знания анатомии невозможно изучить и понять все тонкости клинических дисциплин, стать грамотным врачом.

Классики русской литературы, великие писатели-врачи правдиво отразили в своих произведениях тяжёлый труд врачей. К таким произведениям относятся «Палата № 6» (А.П.Чехов), «Записки юного врача» (М.А. Булгаков), «Записки врача» (В.В. Вересаев). Каждый писатель-врач имеет свой взгляд на жизнь, медицину, литературу, глобальные ценности, но все их труды были посвящены одному - абсолютной нравственности и долгу медика. «…При всех прочих равных условиях, врач на голову в моральном отношении выше представителей других специальностей» (Вересаев В.В.).

Вересаев Викентий Викентьевич (Смидович) (1867-1945) – русский писатель - прозаик, литературовед, публицист, поэт, критик, переводчик, врач. Талант его многогранен. Окончив Тульскую классическую гимназию, Вересаев В.В. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. После написания в студенческие годы первого стихотворения и рассказов, юноша понял, что литературное творчество является его настоящим призванием. Однако по окончании университета В. Вересаев поступил на медицинский факультет Дерптского (Тартуского) университета, так как считал, что должен своим трудом приносить практическую пользу людям.

«И вот - я врач…. Кончил я одним из лучших. А между тем, с какими микроскопическими знаниями вступаю в жизнь!... Да, уж «записки врача» я напишу и поведаю миру много-много, чего он не знает и даже не подозревает…»

«Записки врача», были опубликованы в 1901 году и принесли Вересаеву В.В. мировую славу. Книга имела сенсационный успех, выдержала 14 изданий и была переведена на все европейские и японский языки.

Книга создана на автобиографическом материале. В начале 'Записок...' писатель отмечает насколько более ответственно учиться на врача, как глубоко надо знать анатомию, уметь препарировать трупы. Уже на первых курсах он понял, что без знания анатомии невозможно изучить и понять все тонкости клинических дисциплин. «На то, что я раньше смотрел глазами дикаря, теперь становилось ясным и понятным и меня удивляло, как я мог дожить до двадцати лет, ничем этим не интересуясь и ничего не зная».

На первом курсе медицинского вуза анатомия - единственная медицинская дисциплина, где студенты начинают не только изучать строение тела человека, но и приобщаться к медицине в целом, усваивать правила дисциплины в медицинских учреждениях, форму одежды, поведения и др.

«На старших курсах теории воспаления, микроскопические препараты опухолей и бактерий сменились подлинными язвами и ранами». На первый план выдвинулся живой человек. Меня поразило, какая существует масса страданий, какое разнообразие самых утончённых, невероятных мук заготовила нам природа…».

«Каждую минуту, на каждом шагу нас подстерегают опасности, защититься от них невозможно, потому что они слишком разнообразны, бежать некуда, потому что они везде». Из небольшой царапины развивается рожа, флегмона или гнилокровие, незначительный ушиб ведёт к образованию рака или саркомы, лёгкий бронхит от открытой форточки переходит в чахотку». Меня всё больше поражало, как мало среди них здоровых; почти каждый чем-нибудь да был болен. Мир начинал казаться мне одною громадною, сплошною больницею».

Своеобразие книги Вересаева «Записки врача» заключается в том, что это не записки старого, опытного врача, подводящего итоги своим наблюдениям и размышлениям, выработавшего определенные ответы на все сложные вопросы врачебной науки; это также не записки врача-философа, глубоко проникшего в суть науки.

«Я, - говорит В.В. Вересаев, - обыкновенный средний врач со средним умом и средним знанием; я сам путаюсь в противоречиях, я решительно не в силах разрешить многие из тех тяжёлых, настоятельно требующих решения вопросов, которые возникают передо мною на каждом шагу».

Врач не имеет права на ошибку. Если ошибки продавца или портного можно исправить, то неправильно поставленный диагноз, дрогнувшая рука хирурга, даже простое равнодушие к больному могут оборвать чью-то жизнь.

Но зато, какое это счастье, какая великая миссия – первым узнать о рождении новой жизни, или сказать матери: «Операция прошла успешно, Ваш сын будет жить»!

Наверное, ради этого мгновения и стоит много учиться и работать, чтобы посвятить себя лучшей на земле профессии – быть врачом.

На международном деонтологическом конгрессе в Париже в 1967 было рекомендовано добавить к клятве Гиппократа только одну фразу:

«Клянусь обучаться всю жизнь!»

Люди идут к врачу, когда им плохо, тяжело, больно, они приходят к нему, как к пастырю со своим горем и бедой. И врач, как священник на исповеди, должен выслушать, понять, помочь и сохранить в себе чужую тайну.

Этого требует клятва врача, которую он даёт в начале своего трудового пути и верным которой он должен оставаться всю свою жизнь.


Студенты 2 курса 246 группы педиатрического факультета Лицкевич В.В., Прохорова П.И., Ширяева О.А.