История на холсте

История на холсте

Огромный мир искусства, необычный, разнообразный, живой, яркий и неповторимый открылся нам, студентам группы 7111 стоматологического факультета, в Национальном художественном музее Республики Беларусь на выставке картин французских художников XVII–XX веков.

За каждым полотном – целая жизнь, историческое событие, эпоха, которую представляли французские художники Алексис Гриму, Жан Франсуа де Труа, Клод-Жозеф Верне, Юбер Робер, Жан-Батист Ренье, Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен, Франсуа Жерар и другие.

Казалось, с картин художников смотрела сама Франция XVII–XX столетий, где каждая деталь природы, линия лица, поворот головы четко прорисованы, исторические события переданы настолько правдоподобно, что иногда теряешься: не фотография ли это? И лишь по заметным мазкам кисти, оставленным на холсте, понимаешь, что это картина. Великая сила мастерства художников и их непревзойденного таланта!

Ведущий портретист наполеоновского двора Франсуа Жерар посредством картин подарил нам неповторимую нежность и даже какую-то беззащитность женских портретов. Одежда персонажей его полотен легкая, воздушная, как бы подчеркивает хрупкость каждого дня и мгновения жизни. А мужские портреты, наоборот, суровые, уверенные. Смотришь и веришь: за такими людьми как за стеной; чувствуется верность и преданность до последнего вдоха.

XVIII век – время галантности и театра. Дамы в театральных костюмах Алексиса Гриму – отражение эпохи, предпочитавшей театральность и куртуазность открытому проявлению чувств, идеализацию обыденности, женщин в образах античных богинь. Здесь возвышенность и романтизм переплетаются: порой в правой руке женщин изображен посох.

Среди лучших мастеров портретного жанра была Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен. Потомкам художница оставила 662 портрета, 200 пейзажей и многочисленное количество автопортретов, объединенных простотой и кокетливостью. Глядя на лица персонажей, заряжаешься их оптимизмом, искренностью, а в ответ хочется улыбнуться им как хорошим приятелям.

Устали от портретов, душа требует чего-то масштабного и исторического? Пожалуйте к ряду холстов Жана Батиста Ренье, который оставил нам немало загадок и страниц истории на своих холстах. «Свобода и смерть» – название, как и само произведение, необычное, несущее идею революции 1793 года. Слева изображена смерть, а справа – Республика с символом свободы, равенства и братства.

Для того, чтобы прочувствовать все эмоции и страхи, Клод-Жозеф Верне, еще один французский художник XIX века, просил привязывать себя к мачте корабля во время шторма в море, а потом садился и писал картины. И потому на его картинах мы видим морские бури, штормы, лунные ночи, сцены кораблекрушений. Кажется: еще один шаг – и тебя самого поглотит эта морская пучина. Есть что-то завораживающее и гипнотическое в картинах художника, мастера офорта и романтика.

Хотите побывать на античных руинах? Нет проблем, посетите в Минске Национальный художественный музей, где представлены картины Юбера Робера, воссоздавшего полуразрушенную, но живую античность. Среди древнеримской архитектуры мы встречаем бродяг, простых крестьян, прачек, возчиков; наблюдаем необычную игру света и тени на воде, камнях. Картины Юбера Робера передают динамику жизни, вечное движение и неповторимый замысел Творца.

Когда идешь из зала в зал, появляется ощущение, что шагаешь не по музею, а по улицам Франции и живешь ее историей, духом эпохи и мыслями людей. Здесь и восхищение мастерством художников, и погружение в историю. Каждая из картин заставляет вспомнить о быстротечности времени и осознать себя странником на этой планете. Здесь, в стенах музея, хранятся уроки потомкам и царит тишина, а там, вне стен – шум и суета, которые также когда-нибудь будут запечатлены на холсте.

holst_8.jpg

Посещение музея никого не оставило равнодушным. Удивление, восторг и наслаждение испытает каждый, кто окунется в мир искусства. Именно здесь понимаешь: «Красота спасет мир!»

Галина Владимировна Митерева, куратор группы 7111, Анастасия Середа, студентка группы 7111 стоматологического факультета БГМУ, фото авторов