Вебинар на тему: «Cogito ergo sum», цель которого в привлечении внимания студентов к необходимости развития у себя рационального, логического мышления

Вебинар на тему: «Cogito ergo sum», цель которого в привлечении внимания студентов к необходимости развития у себя рационального, логического мышления

На протяжении всей истории философии звучал призыв «Познай самого себя!», указывающий на возможность жить при свете и не безумствовать при тьме. И первым шагом в таком направлении является умение ставить под сомнение любую информацию и открывать для себя новые перспективы для мышления.

Поэтому главной целью всех интеллектуальных школ было развитие рефлексивного мышления, которое вместе с философом Дж. Дьюи можно определить следующим образом: «активное, настойчивое и внимательное рассмотрение какого бы то ни было мнения, или предполагаемой формы знания, при свете оснований, на которых оно покоится, и анализ дальнейших выводов, к которым оно приводит, и образует рефлективное мышление».

Сегодня, в XXI, данное умение более известно под брендом «критическое мышление», с идеей которого участники познакомились благодаря видео «Критическое Мышление. Стоп Пропаганда и Манипуляция. Саморазвитие» https://www.youtube.com/watch?v=MmlhUTvZj30&t=332s от образовательного проекта «Интересные факты»

В дальнейшем, учащимся был предложен материал, посвященным софизмам или псевдоаргументации, целью которой является с помощью вербальных и психологических уловок добиться победы в споре любой ценой. В качестве таковых выступают неверные посылки, индуктивные софизмы, упрощения, воздействия на эмоции … В качестве примеров манипуляции, часто используемые в частной и публичных сферах, были рассмотрены такие приёмы.

Теория домино или «скользкий путь» - это софизм в виде указания на негативные, но маловероятные или невозможные последствия.

Схема этой псевдоаргументации выглядит так:

Проект A, который отстаивает оппонент, (часто) → B,

B (часто) → C,

C (иногда) → D,

D (очень редко или никогда) → E,

E – это полный ужас.

Поэтому чтобы не допускать Е, не надо допускать реализацию проекта А. Но так как Е невозможно из-за А, то это псевдо аргументация.

В заключение был поднят вопрос о том, как донести эти полезные знания для массовой публики. Ведь, как отметил прагматик Дж. Дьюи, «распространение — это не вполне то же самое, что бездумное разбрасы­вание во все стороны. Семена сеют не так, чтобы посыпать ими все под­ряд, а с расчетом на то, что корешки их достигнут почвы и это даст им возможность прорасти». Великий философ в этой связи рекомендуют нам обратить внимание на возможности искусства. Правда, в XXI веке это не означает необходимость использование лишь примеров из высокого и элитарного искусства.