Сценарий открытого мероприятия на тему «Каравай Беларуси 2021» Традиционные ценности белорусов

Сценарий открытого мероприятия на тему «Каравай Беларуси 2021» Традиционные ценности белорусов

Кто не знает своей истории,
тот будет совершать ошибки в будущем. 

Основная цель. Актуализировать основные традиционные ценности белорусского народа. Сформировать у студентов чёткое представление о них как о фундаментальной основе единства народа.

Задачи:

– наглядно продемонстрировать традиционные ценности белорусского народа: значимость труда на земле, преемственность поколений, уважение к старшим и забота о них, привязанность к родным местам, значимость крепких семейных уз, гостеприимность, открытость, эмпатия, коллективизм;

– показать на примерах уникальность и самобытность белорусской народной культуры;

– выяснить какие из ценностей сегодня разделяются молодёжью, а какие потеряли свою актуальность;

– обозначить основные способы сохранения и возрождения народных традиций и самобытности.

Методы и средства:

выставка рисунков на тему сельскохозяйственного труда, выставка аутентичной домашней утвари и народного творчества, дегустационный стол с блюдами, приготовленными по старинным рецептам, видео- и аудиозаписи интервью со старшим поколением (бабушки студентов), фото- и видеоряды с пейзажами страны и памятников истории, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Студенты заранее были разделены на группы по 5–6 человек, каждая из которых готовила демонстрационный материал для представления и или описания определенной традиционной ценности, черты характера народа, ментальной особенности. Каждая группа должна представить творчески «свою национальную черту»:

  1. ценность земли и труда на ней,
  2. гостеприимство и гастрономические предпочтения народа,
  3. любовь к родным местам,
  4. ценность семейных уз,
  5. коллективизм,
  6. эмпатия и неконфликтность.

Вступительное слово ведущего. Дорогие друзья, вот заканчивается Год народного единства 2021 г. События последних лет показывают нам, как опасно быть порознь и как важно оставаться вместе. У каждого народа есть основательный фундамент единства, который сделан из его истории, памяти, традиций, национальной идентичности и неповторимости.

Сегодня мы с вами наглядно убедимся в том, что и молодое поколение разделяет и культивирует те, ценности, с которыми наш народ живет уже несколько столетий.

Сейчас слово предоставляется группе, которая представит нам одну из таких особенностей – ценность земли и труда на ней.

1-151121.jpg

В центр аудитории выходит группа и демонстрирует собственные рисунки с изображением сельской жизни и хозяйствования. Ребята делают небольшой экскурс в историю Беларуси. Обращают внимание слушателей на то, как для наших предков было важно иметь в собственности землю, иметь возможность ее обрабатывать и собирать урожай. Как тяжело и много приходилось им работать, как опустошительные войны раз за разом приводили ее в негодность. До конца ХХ века большинство белорусов проживали в сельской местность. Именно с сельскохозяйственным циклом года связаны все традиционные праздники и святки (сев, обработка, сбор урожая и его сохранность). Приводят тезис о том, что белорус – это сельский житель.

Проводят шуточное анкетирование с целью определить на сколько вы сельский человек:

1) Где предпочитаете отдыхать?

А) В деревне.

Б) На даче.

В) В городе.

2) Участвовали ли вы посадке или сборе картошки?

А) Да.

Б) Нет.

В) Не видел ее в глаза.

3) Вы знаете, как выглядит корова?

А) Могу даже отличить корову от быка.

Б) Да.

В) Та, которая говорит «бе-е».

4) Что такое озимые?

А) Это посаженная осенью рожь (пшеница).

Б) Я не знаю.

В) Озимые это люди зимой на транспортной остановке.

5) Шум и темп жизни в большом городе для меня.

А) То, к чему не могу привыкнуть.

Б) Норма.

В) Возможность петь т.к. все ровно никто не услышит.

6) О чем поется в народных песнях наших предков?

А) Любви и работе на земле.

Б) Я их не слушал.

В) О лайках в социальных сетях.

Подведение итогов. Если больше А, вы сельский житель, Больше Б – вы городской хипстер, Больше В – Вас прислали инопланетяне.

Ведущий. Затем мы переходим к очередной ментальной черте нашего народа это – ценность семейных уз, забота о стариках и уважение предков, поддержка детей, преемственность поколений.

2-151121.jpg

Группа студентов представляет свои работы, собранные методом «устной истории» – интервью с возрастными родственниками. Заслушиваем интервью. Идет обсуждение. Задаются вопросы.

Какой была жизнь наших родственников 50-60 лет назад? Что для них представляло исключительную ценность? Что они говорят о своем детстве и о своих родителях? Чем определялся быт, и каким он был? Насколько было ценно образование в то время? Интересно ли было вам слушать своих бабушек? Ваши респонденты с удовольствием рассказывали о своей жизни? И другие.

Подводится итог. Таким образом, жизненный путь наших близких был достаточно сложным. Приходилось много работать и порой недоедать, т. к. это послевоенное время. Лучшее будущее они связывали с образованием и упорным трудом. Главой в семье всегда был старший мужчина, семейные встречи были регулярными и обязательными особенно для выполнения какой-то работы. Старики доживали свою жизнь в кругу семьи. Расставания и эмиграция практически не фиксировались. Детей всегда поддерживали родителями, а разводов почти не было.

Ведущий. Следующая группа представляет – гостеприимность белорусов и их гастрономические предпочтения.

Ребятами были приготовлены блюда и напитки, приготовленные по семейным рецептам. Все присутствующие пробуют. Организаторы рассказывают, какие продукты использовали при приготовлении и для каких регионов были характерны представленные блюда. После дегустации идет обсуждение.

Какое место в жизни белорусов занимала еда, как сегодня изменились предпочтения? Что мы знаем о гастрономическом туризме, могла бы Беларусь по соперничать с другими странами? Какие традиционные блюда готовят в вашем регионе? Как думаете, имеет ли связь рецептура блюд с политико-социальными процессами в государстве? Как изменился стол советских белорусов по сравнению со столом дореволюционного времени?

Ведущий. Сейчас мы приглашаем группу, которая представит нам материальную культуру нашего народа.

Ребята проводят к выставке предметов народного быта. На ней представлены: вышитые и сотканные на кроснах изделия, орудия труда, элементы национального костюма, предметы кухонной утвари. Рассказывают, из каких регионов эти вещи и какова их история. Объясняют, для чего был предназначен тот или иной предмет, что обозначает орнамент и краски полотен.

Подводится итог. Таким образом, предметы материальной культуры – это доказательства уникальности и самобытности народа. Их исполнение, выделка и украшение, а также предназначение для каждого народа свое и неповторимое.

3-151121.jpg

Ведущий. Приглашается следующая группа, которая расскажет нам о такой национальной черте, как любовь к родным местам.

Ребята демонстрируют свои фотографии, где запечатлены города, деревни, небольшие городки, поля, леса, дороги Беларуси в разное время года. Проводят челендж: «Угадай местность»

Подведение итогов: таким образом, мы убедились с вами, что наша родина прекрасна и неповторима. Уезжая, даже не на долго, нас тянет всегда к родным местам. Мы связаны с этим местом, мы все понимаем и знаем все о нем, всегда подмечаем изменения. Там наши близкие, там нас ждут.

Ведущий. Спасибо всем представление и интерактивную работу. Давайте выясним, какая из групп справилась со своим заданием лучше. Прошу аплодисментами отметить победителя. По реакции присутствующих определяется лучшая группа. Победителю вручается каравай на рушнике.

Заключительное слово.

Сегодня мы справились с поставленными задачами и в интерактивной форме ознакомились с некоторыми традиционными ценностями нашего народа. Убедились в том, что они формировались долгое время, они неповторимы и оригинальны и являются тем фундаментом, который призван объединять народ. Наша задача – не отказываться от них, сохранять и передавать следующим поколениям.

Прошу каждого назвать по одному слову, которое бы, на ваш взгляд, охарактеризовало нашу культуру, традиции, ценности. Давайте назовем, какие мы…

Сейчас прошу озвучить способы, которые помогут сохранить эти традиции, не раствориться в чужой культуре и оставаться самобытным народом в это сложное время глобализации

Ребята называют: проведение челенджей «Один день в селе», популяризация в социальных сетях через формирование сообществ; исследования методом «устной истории»; составление банка данных воспоминаний; волонтерская помощь (помощь в восстановлении памятников архитектуры и др.); конкурсы и творческие инициативы по восстановлению забытых обрядов и т. д.; работа в СМИ.

Присутствующие приглашаются к фотозоне. Звучит народная музыка.