Когда интересно всем, или проблемные ситуации на занятиях РКИ

Общеизвестно, что создание положительной мотивации на занятии – средство повышения качества знаний. Преподаватели кафедры белорусского и русского языков используют различные методические приёмы и технологии, чтобы повысить мотивацию слушателей и студентов к изучению русского языка. Один из таких приёмов – работа с видеоматериалами. Конечно, для тех, кто изучает русский язык два месяца, не так просто подобрать материал, который будет лёгким для восприятия и лексика из которого войдёт в активный словарь. Выручает «короткий метр».

Например, приключения забавного и неунывающего студента Шурика можно показывать даже на начальном этапе обучения. 

22 декабря 2017 г. слушатели группы №13 (куратор – Кузьмина Т.В.) и группы №17 (куратор – Гринкевич Е.И.) с удовольствием посмотрели новеллу «Напарник» из «Операции "Ы» «(СССР, 1965 г.), повторили глагольную лексику (работать¹ отдыхать и др.), инсценировали диалоги и выполнили тест по содержанию фильма.

Надо отметить, что воспитательные мероприятия Шурика произвели впечатление на аудиторию. И теперь крылатые фразы из фильма: «Кто хочет поработать?», «Может, не надо?», «Надо, Федя, надо!» – ещё долго будут звучать в классе, вызывая улыбку на лицах.

В следующем месяце слушатели ФПО и ДП будут смотреть новеллу «Наваждение» и снова встретятся  с полюбившимся героем популярнейшей комедии Леонида Гайдая «Операция "Ы"»: они узнают, как Шурик сдавал экзамены. В  конце первого семестра это очень актуальная тема!

А пока сами создаём новогоднее настроение, коль погода не радует…

29 декабря, в канун Нового года,  слушатели группы №16 (куратор – Буховец С.К.) и группы №17 (куратор – Гринкевич Е.И.) провели совместное кинозанятие. Для просмотра был выбран двухминутный анимационный фильм «Лили и Снеговик» (США, 2015 г.). И снова работа с глагольной лексикой (забыть ¹ вспомнить и т.д.), чтение и обсуждение эссе, написанного С.К. Буховец специально для этого занятия. Традиционные и инновационные приёмы работы с материалом – всё вместе вызывает эмоции, сопереживания, даёт хороший стимул изучать русский язык!  И ещё эта чудесная рождественская история заставляет задуматься о том, что нужно больше времени проводить с теми, кого любишь. А ведь мы так часто попросту забываем об этом!

Как показывает практика, такие совместные кинозанятия на основе  аутентичных и иностранных короткометражных фильмов не отнимают много времени, развивают коммуникативные навыки, способствуют более  глубокому усвоению материала. Кроме того, слушатели учатся оценивать проблемные ситуации, искать решение, предлагать  собственный вариант развития событий.

Елена Гринкевич, доцент кафедры белорусского и русского языков