Масленица. Знакомимся с традициями и обычаями славянских народов

Масленица. Знакомимся с традициями и обычаями славянских народов

Вот и прошла с 11 до 17 марта масленичная неделя, в течение которой на кафедре белорусского и русского языков БГМУ был проведен ряд мероприятий, в ходе которых иностранные учащиеся ознакомились с традициями и обрядами, связанными с празднованием Масленицы, узнали, как провожают зиму и встречают весну в разных странах мира. А еще студенты рассказали о том, как у них проходит Рамадан, начало которого в этом году совпало с началом Масленицы, и узнали, чем он отличается от Великого поста у славян.

mas_2.jpg

15 марта в группе 6106 медицинского факультета иностранных учащихся состоялся кураторский час под названием «Знакомимся с традициями и обычаями славянских народов. Масленица». Иностранные студенты первого курса узнали из рассказа куратора, что Беларусь и Россия богаты своими традициями, обычаями и народными праздниками и что одним из таких является большое народное гулянье в конце зимы Масленица. Это исконно русский праздник, сохранившийся еще с языческих времен. Начинаются масленичные гулянья за восемь дней до Великого поста и знаменуют собой проводы зимы. В старину данная неделя была буквально переполнена праздничными делами, обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

Ознакомились студенты и с тремя версиями происхождения названия праздника. Согласно одной из них, люди пытались умаслить пришедшую весну. По другой, масло считалось символом достатка, коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло именно весной. А еще праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом, и поскольку нельзя есть мясо, люди пекли блины и обильно поливали их маслом.

Масленицу ещё называли Блиноедкой, Прожорницей, Прожорной неделей, Объедухой, Целовальницей, Колядой масленой. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые (церковные) праздники, но Масленица продолжала жить. Этот праздник был признан Православной церковью, которая практически ничего не поменяла в языческом празднестве, а древним обрядам просто придали некоторые религиозные черты.

Люди каждый день пекли круглые, похожие на солнце блины, жгли костры, устраивали кулачные бои, спускали с горок горящие колеса, играли, приглашали гостей к себе и ходили в гости сами, катались на санях, залезали на столб за призом, прыгали через огонь, строили горки и снежные городки, катались на лошадях, а также пели песни, плясали и водили хороводы, играли с медведем. По деревням ходили ряженые.

Кульминацией праздника было сожжение чучела из соломы или старого тряпья, наряженного в женскую одежду и символизирующего зиму. Оставшийся от чучела пепел закапывали в полях, что обещало богатый урожай. Также считалось, что вместе с огнем уходит все старое и плохое, а новое и хорошее, наоборот, приходит.

Каждый год Масленица приходится на разные числа. После Масленицы наступает Великий пост, который продолжается до самой Пасхи. Традиционно Масленица делится на Узкую и Широкую. В первые три дня можно было заниматься хозяйством, но с четверга все работы прекращались. На каждый день масленичной недели существовали определенные обряды.

Понедельник называется «Встреча». В этот день сваты ходили в гости друг к другу на блины. Первый блин, который выпекали в данный день, было принято отдавать бедным.

Вторник – Заигрыши. В этот день устраивали смотрины. От дома к дому ходили «позыватки» (вроде глашатаев), которые в устной шутливой форме приглашали молодых людей одной семьи в дом другой по просьбе родителей. Если родители договаривались о браке, свадьбу играли после Пасхи, на Красную горку.

Среда – Лакомка, или Скоромная среда. В этот день зять с гостями ел блины у тещи. Еще подавали кашу и пряники. А молодые девушки собирались вместе и распевали веселые песни. Теща в этот день должна была особо заботиться о зяте. Она намазывала маслом голову зятю, как бы «умасливая» его, чтобы он не обижал ее дочь.

Четверг – Разгуляй, или Широкий четверг. Начинались большие гуляния. Парни устраивали кулачные бои. Люди катались на санях вместе с чучелом Масленицы.

В некоторых районах Беларуси четверг был днем бабушек-повитух. Дети, которые с их помощью появились на свет, приходили к ним в гости с угощением, а потом катали на санках по деревне.

Пятница – Тещины вечерки. Теща с подругами идут на блины к зятю. Блины к приходу матери пекла дочь – жена зятя. Теща приводила с собой подруг, чтобы похвастаться перед ними своим зятем. Пригласить тещу нужно было еще вечером накануне, а с утра отправляли разодетых «зазываток». Чем больше людей отправлялось с приглашением, тем больше зять уважал тещу.

Суббота – Золовкины посиделки. Невестки приглашали в гости золовок (сестер мужа), которым нужно было подарить подарок, а также подруг и другую родню. Если золовки были уже замужем, то нужно было ездить по их семьям с подарками и угощением.

Воскресение – проводы Масленицы, оно же – Прощеное воскресенье. «Бог простит, и я прощаю», – в этот день было принято просить у людей прощения и самому прощать все обиды. Воскресенье проходило очень шумно, с песнями и плясками, с обильными кушаньями. Считалось, что надо было семь раз сесть за стол, так как впереди был семинедельный пост. А еще люди поминали усопших и посещали кладбища.

Гуляния заканчивались сжиганием чучела, также в костер отправляли и старые вещи как символ болезней и печали. Всю праздничную еду, которую наготовили в течение недели, нужно было обязательно доесть. Если же еда оставалась, ее раздавали нищим или сжигали, выбросить еду или дать ей пропасть считалось плохой приметой. Масло и сыр – вот обязательные атрибуты праздника. Кроме того, какая же Масленица без блинов?! На масленичной неделе блины приобретали поистине королевское значение – их старались есть каждый день. Топленое масло, сметана, мед, варенье, рыба, икра, капуста – каждый заворачивал в блины все, что его душе угодно. Кроме мяса, разумеется. Праздничной неделе дали еще одно название – мясопустная неделя. Поэтому блинчики с мясом были под строжайшим запретом.

На Масленицу существовало большое количество самых разных обрядов. Наши предки считали, что работать днем на масленичной неделе можно, но вот вечера – только для развлечений. В это время все ходили в гости, в деревнях организовывались игры, молодежь каталась на санках, качелях, лошадях.

Одним из самых интересных масленичных обычаев, которые существовали на нашей земле, было «таскание колодок». Этому испытанию подвергались молодые парни, которые долго не женились, и женщины.

Любили на Масленицу и игры с переодеванием. Сельчане одевали маскарадные костюмы и вваливались в чей-нибудь дом. Если хозяева медлили с угощением, то начиналось шутовское разорение дома – разбрасывались вещи, переставлялись предметы. Каждого встреченного на улице человека такая компания валила в сугроб и натирала снегом лицо и нос. А какая же Масленица без народных песен, частушек и стихов, пословиц и поговорок?!

Иностранные учащиеся ознакомились с обрядовыми песнями в исполнении ансамбля БГМУ «Мед.унi.ца», со стихами русских поэтов о Масленице и, конечно же, с произведениями русских художников – Александра Бенуа «Масленица в Петербурге», Сергея Судейкина «Масленичный Петрушка», Константина Крыжановского «Масленица. Прощеный день в крестьянской семье», Аполлинария Васнецова «Сжигание чучела Масленицы», Алексея Степанова «Катание на Масленицу», Василия Сурикова «Взятие снежного городка», Бориса Кустодиева «Масленица». Интересно студентам было узнать, когда и почему мы говорим – «первый блин комам». Древние славяне называли медведя «Ком» (отсюда – «первый блин комам», т. е. медведям). Поэтому и Масленицу тогда называли Комоедицей.

Затем студенты посмотрели отрывок из кинофильма «Севильский цирюльник» о праздновании Масленицы и послушали замечательную музыку Петра Ильича Чайковского.

mas_5.jpg

В завершение кураторского часа были блины со сметаной с пылу с жару. И все получили в подарок различные рецепты приготовления блинов, узнав, как и с чем их едят (с маслом, медом, вареньем, сиропом, с красной и черной икрой, с грибами, с рыбой, с творогом, со сметаной и изюмом). Ну и, конечно же, ребята записали рецепт белорусских драников.

mas_16.jpg

Да, действительно, Масленица – древний славянский праздник, который в Беларуси отмечается с давних времен. Это яркое и веселое событие, которое приходится на последнюю неделю перед Великим постом. И все мы с нетерпением ждем Масленицу, чтобы насладиться вкусными угощениями, песнями, танцами и веселыми играми, попрощаться с зимой и встретить долгожданную весну. А теперь вместе с нами ее будут ждать и отмечать целых шесть лет и наши иностранные студенты! Но мы все должны помнить, что не все коту Масленица, а будет и Великий пост…

Алла Шарапа, старший преподаватель кафедры белорусского и русского языков БГМУ, фото автора и из открытых источников