Международный телемост «Беларусь – Индия – Россия: сотрудничество в области преподавания русского языка как иностранного».

Международный телемост

Кафедра белорусского и русского языков Белорусского государственного медицинского университета уже второй раз провела уникальное для образовательного пространства СНГ мероприятие – Международный телемост, посвященный вопросам сотрудничества и обмена опытом в сфере преподавания русского языка иностранным студентам. В связи с большим интересом граждан Индии к обучению в нашей стране 13 ноября 2018 года Телемост соединил ведущих специалистов-филологов Беларуси, Индии и России. Соорганизаторами Телемоста являются наши давние партнеры: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина (РФ, Москва), предоставивший техническую платформу для работы участников; Представительство Россотрудничества в Республике Беларусь; Департамент инновационных лингвистических проектов холдинга «МКР-Медиа» (РФ, г. Омск); Курский государственный медицинский университет (РФ). Отметим, что в этом году к работе команды организаторов активно подключились коллеги из Университета имени Джавахарлала Неру (Индия, Нью-Дели).

На Торжественном открытии с приветственным словом к участникам Телемоста обратились ректор Белорусского государственного медицинского университета к.м.н., доцент А.В. Сикорский; Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в Республике Беларусь г-жа Сангита Багадур; Глава Центра русских исследований Университета имени Джавахарлала Неру д.ф.н., профессор Нараян Мита; проректор по образовательной деятельности и общим вопросам ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России д.м.н., профессор П.В. Калуцкий; специалист Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь Н.И. Ипатьева; Почетный председатель Белорусского общественного объединения преподавателей русского языка как иностранного, лауреат медали имени А.С. Пушкина, доцент А.В. Санникова; проректор по инновационной деятельности и дистанционному обучению ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина» к.ф.-мат.н., доцент М.И. Яскевич; директор департамента инновационных лингвистических проектов холдинга «МКР-Медиа» к.ф.н. Т.Н. Скок; директор Центра тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку, доцент Высшей школы международных образовательных программ СПбПУ Петра Великого И.И. Баранова; заведующий кафедрой русского и белорусского языков УО «Гродненский государственный медицинский университет» к.ф.н., доцент Е.П. Пустошило; заведующий кафедрой русского языка и культуры речи Курского государственного медицинского университета к.ф.н., доцент И.А. Ковынева; исполнительный член Ассоциации хирургов Индии штата Андра Прадеш, вице-президент городского отделения Индийской медицинской ассоциации, член Международного колледжа хирургов, исполнительный член Индийской организации мира и солидарности, выпускник БГМУ 1992 года, доктор Чандра Секхар.

Госпожа Сангита Багадур отметила, что среди индийских граждан растет интерес к обучению в БГМУ, поэтому она много слышала о нашем вузе от индийских студентов. Госпожа Посол поблагодарила руководство университета за предоставленную возможность принять участие в Международном телемосте «Беларусь – Индия – Россия: сотрудничество в области преподавания русского языка как иностранного» и высказала уверенность в дальнейшем плодотворном взаимодействии и укреплении дружеских связей.

Все выступившие с приветственным словом сошлись во мнении, что Международный телемост – значимое событие в образовательном пространстве не только Беларуси, России, Индии, но и многих других стран, где изучают и преподают русский язык. Опыт 2016 года показал, что Телемост стал плодотворной почвой для дальнейшего сотрудничества, обмена опытом и разработки новых методов, приемов и подходов в преподавании РКИ.

Во время работы Телемоста коллеги из разных стран мира обсудили актуальные для методики РКИ проблемы с фокусом на индийский контингент обучаемых:

  • Эффективные методы преподавания РКИ.
  • От языковой способности – к языковому сознанию индивида: психологизация обучения РКИ.
  • Информационные и инновационные технологии в преподавании РКИ.
  • Психолингвистические основы обучения РКИ.
  • Аспекты преподавания русского языка в англоязычных группах.
  • Процедура сертифицирования по русскому языку в России.
  • Критерии выбора учебных пособий по РКИ для организации учебного процесса в вузе.
  • Особенности адаптирования учебных пособий по специальности для иностранных студентов неязыковых вузов.
  • Основные направления работы регулярных методических семинаров для преподавателей РКИ.

Наиболее оживленные дискуссии развернулись вокруг разработки дистанционного обучения русскому языку как иностранному. Флагманом в развитии инновационных технологий в преподавании РКИ является Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (Москва), интересные обучающие медиапродукты созданы холдингом «МКР-Медиа» (Омск). Экспериментальный дистанционный курс обучения РКИ, разрабатываемый на кафедре белорусского и русского языков БГМУ, вызвал интерес российских и белорусских коллег.

О важности обсуждаемых тем и о большом интересе к Телемосту свидетельствует значительное увеличение числа докладов и расширение географии подключения: помимо коллег из Нью-Дели, Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Курска, Минска, очное участие в мероприятии приняли представители медицинских вузов Гродно и Караганды (Казахстан). Всего в адрес оргкомитета поступило около 200 заявок с тезисами и докладами от специалистов Беларуси, России Украины, Казахстана, Польши, Великобритании.  Отметим, что возможность познакомиться с передовым опытом преподавания РКИ привлекла в наш университет не только преподавателей, но и представителей коммерческих структур: директора фирмы Matey Abroad Education Consultancy Pvt. Ltd Саха Раму Шанкара, сотрудников издательств научной и методической литературы «Научный мир» (Беларусь) и «Златоуст» (Россия).

Гости и коллеги, прибывшие на площадку БГМУ для участия в Телемосте, ознакомились с учебно-методической литературой по русскому языку как иностранному, используемой в учебном процессе в нашем университете.

 Обсудив прозвучавшие доклады, участники Телемоста приняли проект резолюции, в котором отметили своевременность и актуальность формата мероприятия, констатировали необходимость совместными усилиями разрабатывать учебные материалы нового поколения, учитывающие изменения потребностей обучаемых, основываясь на новейших достижениях психологии, педагогики, методики преподавания РКИ и возможностях современных информационных технологий, а также предложили расширять культурный обмен между коллегами. По итогам работы Телемоста планируется издание сборника материалов (с присвоением ISBN).

Отзывы участников Международного телемоста «Беларусь – Индия – Россия: сотрудничество в области преподавания русского языка как иностранного», которые продолжают поступать в адрес кафедры белорусского и русского языков БГМУ, свидетельствуют о важности прямого общения коллег в выбранном формате. Наши партнеры благодарят идейного вдохновителя Телемоста завкафедрой белорусского и русского языков БГМУ к.ф.н., доцента Т.Н. Мельникову, всех сотрудников кафедры, а также руководство университета за высочайший уровень организации мероприятия и предоставленную возможность совместного поиска ответов на актуальные вопросы.

Юлия Куровская, пресс-секретарь ФПОиДП
Фото Дмитрия Зеленковского, Натальи Лашкевич