Почему — БГМУ?

«НГ» выясняла у ректора Белорусского государственного медицинского университета Павла БЕСПАЛЬЧУКА.

Визитная карточка На 64 кафедрах БГМУ обучаются свыше 5500 студентов, аспирантов и клинических ординаторов. Обучение студентов ведется на 6 факультетах: лечебном, педиатрическом, военно-медицинском, стоматологическом, медико-профилактическом и медицинском факультете иностранных учащихся.— К счастью для нас, и это мировая тенденция, профессия врача относится к числу самых почитаемых. В Японии, например, врач — “сенсэй”, наследник бога, а мэр крупного города — всего лишь “сан”, то есть господин. 

Последние 20 лет БГМУ старается осуществлять прием справедливый и открытый, без каких бы то ни было подводных течений. Именно в Минском государственном мединституте абитуриенты впервые стали сдавать письменные экзамены. Затем мы ввели испытание для выпускников подготовительного отделения, которые до тех пор переводились на первый курс автоматически. Причем на подготовительное отделение берем не только сельчан или отслуживших армию юношей, а всех желающих. 

Именно у нас медалисты впервые стали сдавать все экзамены, а не единственный профильный, как в остальных вузах. В 1998 году мы первыми провели открытое зачисление на первый курс — в актовом зале, в присутствии абитуриентов и родителей. Жизнь показала, что за честность и открытость люди платят доверием. На одном из заседаний выяснилось, что на одно оставшееся место претендуют две девушки с полупроходным баллом. Обе из семей медиков, только у одной семья полная, а вторую воспитывал отец: мама рано умерла. Приемная комиссия на сцене актового зала проголосовала за ту, которая осталась без матери, и по реакции собравшихся было видно, что тысячи людей одобрили такое решение.

Мы первые перешли на прием по результатам централизованного тестирования. БГМУ вошел в историю высшего образования еще и тем, что в 2004 году отдельным пунктом правил приема в вузы значилось: прием только в БГМУ проводится только по результатам ЦТ. О справедливости приема в БГМУ знают уже несколько поколений абитуриентов, многие из которых посещают наш клуб “Юный медик”, учатся в специализированных медицинских классах, а их в Минской области более 10, или в 12-й гимназии г.Минска.

Студент не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь. Недавно в БГМУ прошла студенческая научная конференция, собравшая не только наших студентов, но и 67 гостей из разных вузов и стран. Ее участники прослушали 879 докладов.
Работы, занявшие на секциях конференции первые три места, становятся участниками республиканского смотра-конкурса студенческих работ. Последние три года БГМУ занимает на нем стабильно первое место, хотя среди участников есть вузы и покрупнее. Самые талантливые студенты поступают в аспирантуру, причем до 70 процентов аспирантов уже к окончанию обучения подают свои работы к защите. В целом эффективность аспирантуры доходит до 100 процентов. В прошлом году 11 молодых докторов наук в Беларуси получили стипендии Президента страны. Трое из них — представители нашего вуза.

Стараемся внедрять в обучение все технические новшества: у нас достаточное количество компьютерных классов, обширная электронная библиотека.

В адрес вузов часто звучат нарекания: их теория порой оторвана от практики. Но, например, в Японии, где я проходил стажировку, студенты первые 6 лет обучения не подходят к постели больного, а последующие 4 — практикуются. У нас студенты приобретают практические навыки с третьего курса: учатся общаться с пациентами, собирать анамнез, проводить обследование. Стоматологи последние 10 лет занимаются по новой программе — уже на первом курсе попадают в фантомные классы, где отрабатывают навыки, а на третьем курсе способны оказать стоматологическую помощь друзьям и знакомым. Приятно слышать от опытных стоматологов, что они многому учатся у своей дочери или сына-студента.

В прошлом году БГМУ распределил 535 выпускников бюджетной формы обучения. Из них не прибыли на работу трое — две выпускницы уехали с мужьями за рубеж, третий студент сейчас проходит интернатуру в России.

150 выпускников внебюджетной формы обучения также были приглашены на заседание комиссии по содействию трудоустройству. 144 из них согласились с предложениями комиссии, написали заявления с просьбой выдать им направление на работу и приступили к своим обязанностям.

Понятие “работа” для нашего выпускника неоднозначное. Вышедшие за порог вуза специалисты не имеют права самостоятельно работать врачом. Им предстоит год провести в интернатуре, которая сегодня называется стажировка. Надеюсь закон “О высшем образовании” вернет традиционное название: в близкой России интернатуру проходят все выпускники, а те из них, кто не сдал аттестационный экзамен, попадают на стажировку. Получается, мы всех своих выпускников приравняли к российским двоечникам?В этом году БГМУ оканчивает 691 выпускник гражданских факультетов и 30 военных медиков. 142 выпускника — из семей врачей, еще у 46 — мать или отец из среднего медперсонала. Они поднялись на ступеньку выше своих родителей. Опыт свидетельствует, что многие крупные специалисты — из врачебных династий.

По последним данным, Беларуси не хватает до 13 тысяч врачей. Мы выпускаем 600—700 специалистов в год.В этом году более 70 выпускников БГМУ (это около 10—11 процентов) получат дипломы с отличием. Некоторые из них за все время учебы не получили ни одной хорошей отметки — только отличные.

Несмотря на усердную учебу, у студентов остается время и на личную жизнь. В БГМУ только на выпускном курсе учится 169 семейных студентов, в которых уже появились на свет 52 ребенка.  Совет впрок — Самые высокие конкурсы в медицинских университетах — на лечебных факультетах. Поступить на педиатрический или санитарно-гигиенический бывает намного проще.

Тот, кто знаком с медициной, знает, что лечебный и педиатрический факультеты выдают одинаковые дипломы, дающие право работать по всем врачебным специальностям. Обучение врача не оканчивается за порогом вуза: в системе последипломной подготовки многие специалисты переучиваются. Поэтому нередко ключевые посты в больницах и клиниках занимают выпускники педиатрического факультета, а успешно практикующие хирурги оказываются выпускниками санитарно-гигиенического факультета.

Не обязательно идти к своей профессии той дорогой, которую выбрало большинство абитуриентов!

Советская Белоруссия, 27 апреля 2007