Лекарство водителю — друг или враг?


Автомобиль — давно не роскошь. "Национальный автопарк" Беларуси расширяется не по дням, а по часам: только в Минске на учете в ГАИ стоит уже более 575 тысяч машин! Да уж, ничто так не ценится в наш суматошный век, как мобильность, то есть умение подчинять себе время и пространство. 

Но, как и прежде, водитель отличается от пешеходов еще одним: у него более сложные "взаимоотношения" с лекарствами. Заболело? Прихватило? Перед поездкой хорошенько подумайте, прежде чем открыть домашнюю аптечку, и графу "побочные эффекты" в листке-вкладыше любимых препаратов заучите, как "Отче наш".

Острые углы баранки

Машину не зря называют средством повышенной опасности: водить — значит выполнять огромное количество операций одновременно и при этом с разной скоростью. По подсчетам ученых, к примеру, анализируя дорожную обстановку в радиусе действия зрачка, среднестатистический шофер "считывает" информацию за 1/24 секунды, а решение нажать на тормоз, даже в пиковой ситуации, принимает уже за 1/10 секунды. Зрение, слух, тактильное и мышечно-суставное чувство — на дороге ничто не должно подвести. Но, увы, случается. Даже у асов, если они пребывают в наивной уверенности, что за рулем опасно лишь спиртное. "Безусловно, алкоголь для водителя — главная опасность, — говорит профессор кафедры фармакологии БГМУ, доктор медицинских наук Борис Дубовик. — Но на второе место я бы поставил транквилизаторы: препараты из этой группы, прием которых можно было бы сочетать с вождением, науке пока не известны. Кроме того, существует масса других лекарственных средств, которые могут обусловить нарушение реакций на зрительные, слуховые и другие раздражители. Одни вызывают заторможенность, сонливость, мышечную слабость, другие искажают представление об окружающей обстановке, ухудшают зрение, третьи вызывают чрезмерное возбуждение и т. д.". Ведь в чем подвох популярных сейчас лекарств "от нервов" — транквилизаторов? Они вызывают сонливость, заторможенность. Оно и пусть бы, если вы на огороде. А вот за рулем… Человек может ошибиться в оценке расстояния, а главное — снижается скорость реакции на реальные дорожные опасности…

К чести производителей лекарств, обо всех возможных неприятностях они предупреждают автомобилистов в аннотации — обратите внимание на строки "запрещен прием при вождении и работе с механизмами" или "с повышенной осторожностью применять водителям и лицам, работающим с техникой", или "водителям транспортных средств принимать под контролем врача". Да вот вчитываемся ли мы как следует в листок-вкладыш? При нашей-то извечной любви к самолечению! Ну стоят среди возможных побочных эффектов "заторможенность" и "головокружение"? "Возможно, да, а возможно, и нет", — решит кое-кто. И все равно за руль сядет. К чему это приводит — подсчитали в Великобритании. По данным местного центра исследования сна, усталость водителя — основная проблема безопасности на дорогах. Сон за рулем — причина каждого пятого ДТП на автострадах и магистралях. Но носом клюют не только из-за хронического недосыпания: сонливость способны вызвать и анальгетики, и антигистаминные препараты первого поколения, и принятые в большой дозе корвалол или валокордин. В Австрии же проанализировали 9.000 дорожных происшествий — и в 1.400 нашли "след" не к месту и не вовремя принятых лекарств. Возможно, исследователи и перегибают палку. Но факт остается фактом: в той же Великобритании вводят новые требования к маркировке лекарственных средств. Принцип предельно прост — изображение на упаковке светофора с тем или иным сигналом. Красный свет — воздержитесь от приема препарата, если собираетесь в дорогу. Желтый — возможны негативные последствия. Зеленый — в добрый путь!..

Только без паники!

На пространстве СНГ подход другой, кликушеский. Из газеты в газету, из журнала в журнал кочуют таблицы "лекарств, не совместимых с вождением". Надо сказать, выглядят они очень подозрительно. По просьбе "СБ" Борис Дубовик просмотрел один из таких "реестров" и пришел к выводу: "Список, мало того что неточный, так еще и неполный. Все свалено в кучу без всякой логики. Это только еще больше запутывает человека и не дает никакой пользы. Смотрите: в "черный список" попал клофелин, хотя его используют редко и только по назначению врача. Или резерпин. Лучшим средством от гипертонии он считался лет 40 назад и действительно приводил к глубокому угнетению психики человека, вплоть до того, что менялся даже тембр его голоса, но сейчас назначаются современные лекарства, благодаря которым контроль артериального давления стал уже элементом культуры! Эфедрин вообще запрещен и приравнивается к наркотическим средствам… А почему фигурирует как потенциально опасный компонент кофеин? Это самый безобидный на свете стимулятор внимания и работоспособности!" С другой стороны, по мнению Бориса Валентиновича, изучить "взаимоотношения" водителя и лекарств, конечно же, надо: "Но это должна быть серьезная экспертная оценка. Ответственность слишком велика, и ошибка может слишком дорого стоить. Реакция на тот или иной препарат часто индивидуальна: то, что противопоказано одному, вполне безопасно для другого, и наоборот. Разве можно, допустим, огулом писать, что для водителя опасны все препараты для снижения артериального давления, которые принимают миллионы людей? Гораздо важнее определить, что действительно можно назначать, а что реально нельзя из широко используемых на сегодня лекарств. Но это дело не одного дня. Так что пока мой совет: внимательно читайте инструкцию и обязательно консультируйтесь с лечащим врачом, если вы заинтересованы в собственном благополучии".

Правила "дорожного лечения"

Не принимайте никаких лекарств без назначения врача.

Обращаясь к врачу, предупредите его, что вы водите автомобиль, чтобы вам подобрали подходящий препарат.

Непосредственно перед поездкой не принимайте никаких новых лекарств, так как реакция организма в дороге может быть неожиданной даже на хорошо известные препараты.

Принимайте лекарства только в дозах, предписанных врачом, сами их не увеличивайте.

Препараты - возможные изменения в самочувствии водителя

Анальгетики (пенталгин, темпалгин, баралгин) - вялость, сонливость, нарушение моторики, перепады настроения; 

Антигистаминные препараты первого поколения (супрастин, тавегил, димедрол и др.) - вялость, сонливость, усиливают действие алкоголя, снотворных и успокоительных веществ; 

Колдрекс, терафлю, фервекс (за счет входящих в них антигистаминных компонентов) - вялость, сонливость; 

Валокордин (в него входит транквилизатор фенобарбитал) - вялость, сонливость; 

Имодиум (редко) - сонливость, головокружение; 

Транквилизаторы (элениум, реланиум, тазепам) - сонливость, спутанность сознания, головокружение, головная боль, нарушения концентрации внимания, замедление психических и двигательных реакций, мышечная слабость; 

Антидепрессанты - нарушение зрительного восприятия и координации движений, эмоциональное возбуждение; 

Фитосборы, биологически активные добавки с успокаивающим действием - замедление реакции.

Людмила ГАБАСОВА
СБ Беларусь Сегодня, 29 июня 2007