Если ребенок замкнут и боится людей

Фото носит иллюстративный характер. Из архива «МВ». 

Фото носит иллюстративный характер. Из архива «МВ».

МАЛЫШ «НА ЗАМКЕ»

Сыну полтора года. На улице замыкается, боится людей, даже детей. Когда кто-то подходит к нему, прячется за меня и плачет. Дома все нормально: играет, разговаривает, но только с домашними. С гостями на контакт не идет… 
Виктория, Гродно.


Заочные консультации не могут быть достаточно объективными. Безусловно, для оценки психического состояния малыша и видения полной картины необходим личный контакт специалиста с родителями и ребенком.

Могу высказать следующие предположения. Полтора года — это возраст, когда дети еще не заинтересованы в общении со сверстниками. Мотивация низкая. Не желают делиться игрушками, нет навыков коллективной игры. Замкнутость может быть характерологической особенностью, тем более если есть сходство с застенчивым, недостаточно общительным близким родственником. В таком случае нет особых причин для беспокойства. А рекомендации состоят в том, что следует постепенно, но методично и настойчиво расширять круг общения сына. 

Не делать акцент на «странном поведении» мальчика и ни в коем случае не принуждать к разговору с малознакомыми людьми. На первых порах пусть просто наблюдает, как общаются близкие. Уровень страха и недоверия снизится, и дитя решится на участие в игре или беседе.

Под описание «замкнутого» поведения подходят психические нарушения: элективный мутизм, социальное тревожное расстройство детского возраста, аутистического спектра.

Элективный мутизм проявляется тем, что дети активно общаются с близкими, но прекращают речевой контакт с малознакомыми или в ситуациях дискомфорта.

Социальное тревожное расстройство детского возраста по описательным признакам полностью соответствует письменному портрету ребенка. Обусловлено, как правило, излишней опекой и высоким уровнем беспокойства родителей. Максимум проблем возникает, когда малыш начинает посещать детское дошкольное учреждение.

Расстройства аутистического спектра проявляются в нарушениях социального взаимодействия. Новая обстановка, люди, игрушки могут казаться пугающими, потому что меняют привычный для ребенка мир. Способна травмировать даже смена маршрута в детский сад. Помимо странностей в поведении, есть и другие проявления: отсутствие ролевой игры, задержки развития интеллекта и речи, стереотипные действия (бег по кругу, потряхивание руками), частые повторения одних и тех же слов. Это не подходит под описанное в письме.

Обращение к детским психиатрам, психотерапевтам, психологам даст возможность определить причины странного поведения и получить профессиональные рекомендации по режимным и лечебным вопросам. Тем более что некоторые психические нарушения требуют психокоррекционных мероприятий и медикаментозного лечения.

Начать нужно с себя: приглашать в гости друзей и знакомых, практиковать выезды на природу, походы в парк.

Инна Пятницкая, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук
Фото: Анна Бергман
Медицинский вестник, 24 октября 2016