Если ребенок замкнут и боится людей
Фото носит иллюстративный характер. Из архива «МВ».
МАЛЫШ «НА ЗАМКЕ»
Сыну полтора года. На улице замыкается, боится людей, даже детей. Когда кто-то подходит к нему, прячется за меня и плачет. Дома все нормально: играет, разговаривает, но только с домашними. С гостями на контакт не идет…
Виктория, Гродно.
Заочные консультации не могут быть достаточно объективными. Безусловно, для оценки психического состояния малыша и видения полной картины необходим личный контакт специалиста с родителями и ребенком.
Могу высказать следующие предположения. Полтора года — это возраст, когда дети еще не заинтересованы в общении со сверстниками. Мотивация низкая. Не желают делиться игрушками, нет навыков коллективной игры. Замкнутость может быть характерологической особенностью, тем более если есть сходство с застенчивым, недостаточно общительным близким родственником. В таком случае нет особых причин для беспокойства. А рекомендации состоят в том, что следует постепенно, но методично и настойчиво расширять круг общения сына.
Не делать акцент на «странном поведении» мальчика и ни в коем случае не принуждать к разговору с малознакомыми людьми. На первых порах пусть просто наблюдает, как общаются близкие. Уровень страха и недоверия снизится, и дитя решится на участие в игре или беседе.
Под описание «замкнутого» поведения подходят психические нарушения: элективный мутизм, социальное тревожное расстройство детского возраста, аутистического спектра.
Элективный мутизм проявляется тем, что дети активно общаются с близкими, но прекращают речевой контакт с малознакомыми или в ситуациях дискомфорта.
Социальное тревожное расстройство детского возраста по описательным признакам полностью соответствует письменному портрету ребенка. Обусловлено, как правило, излишней опекой и высоким уровнем беспокойства родителей. Максимум проблем возникает, когда малыш начинает посещать детское дошкольное учреждение.
Расстройства аутистического спектра проявляются в нарушениях социального взаимодействия. Новая обстановка, люди, игрушки могут казаться пугающими, потому что меняют привычный для ребенка мир. Способна травмировать даже смена маршрута в детский сад. Помимо странностей в поведении, есть и другие проявления: отсутствие ролевой игры, задержки развития интеллекта и речи, стереотипные действия (бег по кругу, потряхивание руками), частые повторения одних и тех же слов. Это не подходит под описанное в письме.
Обращение к детским психиатрам, психотерапевтам, психологам даст возможность определить причины странного поведения и получить профессиональные рекомендации по режимным и лечебным вопросам. Тем более что некоторые психические нарушения требуют психокоррекционных мероприятий и медикаментозного лечения.
Начать нужно с себя: приглашать в гости друзей и знакомых, практиковать выезды на природу, походы в парк.
Инна Пятницкая, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук
Фото: Анна Бергман
Медицинский вестник, 24 октября 2016