Обучение в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет» ведется по образовательным программам высшего образования в очной (дневной) и заочной формах подготовки. Срок обучения в очной (дневной) форме составляет 6 лет по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», специализации «Военно-медицинское дело», 5 лет – по специальностям «Стоматология» и «Фармация». Срок обучения в заочной форме по специальности «Фармация» составляет 5,5 лет.
График образовательного процесса зависит от специальности подготовки, формы обучения, курса и включает следующие этапы:
- теоретическое обучение (осенний семестр длится с сентября по январь, весенний семестр – с февраля по июнь);
- после каждого семестра предусмотрена экзаменационная сессия;
- учебные и производственные практики могут быть организованы как в течение семестра, так и после экзаменационной сессии;
- каникулы предоставляются студентам после каждого семестра: две недели зимой и не менее четырех недель летом;
- подготовка в университете завершается итоговой аттестацией в форме государственных экзаменов, по специальности «Фармация» предусмотрена защита дипломной работы.
Студенты-юноши очной (дневной) формы обучения по всем специальностям могут пройти военную подготовку на военных кафедрах, результатом которой, при условии успешного выполнения программы, является присвоение первого воинского звания офицерского состава запаса «лейтенант запаса».
Студенты очной формы, обучающиеся за счет государственного бюджета, и успешно выполнившие учебный план и образовательную программу текущего семестра, получают стипендию.
В определенных законодательством ситуациях (длительная болезнь, семейные обстоятельства и др.)
студенту предоставляется академический отпуск.
Образовательная деятельность в университете организуется Управлением образовательной деятельности и непосредственно на факультетах и кафедрах университета.
Обучение в университете по образовательным программам высшего образования осуществляется на 71 кафедре (28 − теоретического профиля, 43 − клинического). Учебные занятия по клиническим и специальным дисциплинам организованы более чем на 70 базах учреждений здравоохранения и научно-практических центров г. Минска.
Основными формами учебной деятельности студентов являются лекции, семинары, практические и лабораторные занятия и внеаудиторная самостоятельная работа. Контроль знаний студентов осуществляется в форме зачетов и экзаменов, которыми заканчивается изучение каждой дисциплины.
За последние годы в университете сформирована цифровая образовательная среда как совокупность
информационных, телекоммуникационных и технологических средств, работают системы управления
структурными подразделениями (деканаты, кафедры, библиотека, кадры, приёмная комиссия и др.).
Внедрены в деятельность университета цифровые учебно-методические комплексы на русском и
английском языках (ЭУМК); ИС «Электронный журнал успеваемости»; ИС «Электронный деканат»; ИС
«Личный кабинет студента»; электронный студенческий билет, выполняющий функции системы контроля
управления доступом, банковских платежей, читательского билета); цифровая библиотека
(репозиторий, цифровой формуляр библиотеки, электронный каталог, электронная книговыдача);
Интернет-сайты для работников и обучающихся университета. Создан видеоархив с уникальными
записями для изучения новых диагностических методик и высокотехнологичных хирургических
операций, реализованы проекты по трансляции процесса из операционных блоков в учебные аудитории
кафедр хирургического профиля.
Обучение в университете носит практико-ориентированный характер. В среднем 80% аудиторных занятий являются практическими и лабораторными. С 1-го курса обучающиеся изучают приемы оказания первой помощи, медицинский уход за пациентом, технику выполнения лечебных и диагностических манипуляций. Практические занятия по клиническим дисциплинам проводятся на клинических базах университета в организациях здравоохранения. Практические навыки закрепляются в операционных, перевязочных, манипуляционных кабинетах, родильных блоках, у постели пациента.
Для формирования практических навыков и умений функционирует симуляционно-аттестационный центр
(далее – САЦ), который оснащен механическими тренажерами, манекенами-имитаторами
пациента с электронными устройствами, роботами-симуляторами пациента со сложными
электронно-механическими конструкциями с программным обеспечением, виртуальными симуляторами для
отработки эндовидеохирургических вмешательств. В САЦ успешно реализуются симуляционные
образовательные технологии с имитацией разнообразных клинических сценариев по направлениям
«терапия», «акушерство и гинекология», «анестезиология и реаниматология», «педиатрия», «общая
врачебная практика», «неонатология», «хирургия», «медицинский уход и манипуляционная техника»,
«урология», «оториноларингология», «основы медицинского ухода», «первая помощь».
Начиная с 1-го курса, студенты ежегодно проходят учебную и производственную практики. Продолжительность учебных практик составляет от 1 до 2 недель, продолжительность производственных практик в зависимости от вида установлена от 2 до 10 недель.
Производственные практики студенты проходит в организациях здравоохранения, являющихся базами для проведения практик, которые утверждаются приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь. При организации практик студентов ежегодно задействовано более 550 учреждений здравоохранения и научно-практических центров республики.
На 6-м курсе студенты лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов проходят подготовку в субординатуре, являющейся этапом углубленной подготовки специалиста по определенному профилю: «Терапия», «Общая врачебная практика», «Анестезиология и реаниматология», «Хирургия», «Акушерство и гинекология», «Педиатрия», «Детская хирургия», «Анестезиология, реаниматология и неонатология», «Гигиена и эпидемиология», «Лабораторные исследования»., «Клиническая (госпитальная) эпидемиология».