Главная Университет Факультеты Факультет профориентации и довузовской подготовки Подготовительное отделение Профориентация

Профориентация

Профессиональная ориентация (лат. professio – род занятий и фр. orientation – установка) – совокупность мероприятий, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Ведущей организацией, ответственной за проведение профориентации в Беларуси, является Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи (РЦПОМ).

Проводимые в центре консультирование и тестирование старшеклассников, позволяют им определиться в выборе будущей работы и получить информацию о том, где и как можно получить избранную профессию.

Специалисты по профориентации есть также в каждом районном отделе образовании и при их активном участии организуются массовые профориентационные мероприятия с участием представителей учебных учреждений.

Известно, что для каждого учебного учреждения, обеспечивающего получение высшего и среднего специального образования, профориентационная работа является инструментом выполнения плана приема абитуриентов. В настоящее время в связи с сокращением количества выпускников школ и как следствие, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг, предназначение профориентации расширено в сторону ее понимания как способа маркетинга образовательных услуг. В этой связи организация, которая проведет (или примет участие) в большем количестве профориентационных мероприятий и более выгодно представит на них себя, в перспективе получит больший поток абитуриентов, и, следовательно, конкурсно сможет набрать на первый курс из большого числа выпускников школ лучше подготовленных (с большей суммой набранных баллов). Это, безусловно, отразится и на качестве выпускаемых специалистов, что в свою очередь также будет способствовать росту рейтинга организации среди учебных учреждений.

Профессиональная ориентация включает в себя четыре основных этапа

Первый и второй этапы профориентации осуществляются в нашем университете на факультете профориентации и довузовской подготовки при сотрудничестве с РЦПОМом, а также благодаря работе секретарей приемной комиссии по регулярному (3-4 дня в неделю) консультированию граждан по вопросам поступления в УО БГМУ. За осенний семестр текущего учебного года члены приемной комиссии приняли участие в массовых профориентационных мероприятиях межрайонного уровня в соответствии с планом Республиканского центра профориентации молодежи (г. Старые Дороги, г. Копыль, Минский район, г. Слуцк, г. Мядель). По инициативе  администрации университета в осеннем семестре охвачено 15 учреждений обеспечивающих получение среднего образования в г. Барановичи, г. Слоним, г. Могилев, г. Брест; а также 23 учреждения, обеспечивающих получение среднего образования г. Минска.

Третий этап профориентации осуществляется в ходе обучения в университете, в первую очередь на клинических кафедрах.

Четвертый этап относится к непосредственной работе выпускника в организациях здравоохранения, а погрешности в его выполнении часто служат причиной текучести кадров и ухода специалистов в несвязанные с полученной профессией сферы деятельности.

Значение профориентации в функционировании любой отрасли народного хозяйства очевидно. В условиях дефицита кадров профессиональная ориентация становится крайне необходимой, поскольку она способствует формированию специалистов и закреплению их на рабочих местах.

Вместе с тем экономический эффект от профориентации (конкретного мероприятия, работы организации или структурного подразделения) вычислить крайне сложно по ряду причин.

Во-первых, затраты на профориентацию (изготовление рекламных буклетов, проведение массовых мероприятий, командирование специалистов) конкретизированы (их стоимость в конкретный момент времени известна).

Во-вторых, результат проведенной в настоящем профориентации ожидаем в долгосрочной перспективе (после подготовки специалиста) и измерим больше социально, нежели экономически.

Так, применительно к медицине, государство может рассчитывать на повышение рейтинга университета (увеличение экспорта образовательных услуг), подготовку более квалифицированных специалистов (повышение производительности труда и рост экспорта медицинских услуг), стабилизацию ситуации на рынке труда (снижение расходов, благодаря меньшей необходимости в подготовке специалистов) и, в то же время, сохранение своей социальной ориентированности.

 

 Поделитесь