Главная Университет Учебная деятельность Инвестиционный проект «Модернизация высшего образования Республики Беларусь»

Инвестиционный проект «Модернизация высшего образования Республики Беларусь»

Целью инвестиционного проекта Проекта «Модернизация высшего образования Республики Беларусь» (далее – проект) является поддержка усилий Правительства Республики Беларусь в совершенствовании высшего образования Республики Беларусь. Данная цель будет достигнута путем:

увеличения количества учреждений высшего образования (далее – УВО), в которых улучшена учебно-образовательная среда и внедрены инновационные подходы к организации образовательного процесса;

совершенствование процессов и технологий обучения и преподавания в УВО, в том числе на основе гибких моделей обучения и преподавания;

расширение преобразований в сфере управления и обеспечения качества высшего образования Республики Беларусь.

Проект состоит из четырех взаимосвязанных компонентов.

Компонент 1. Модернизация учебно-образовательной среды

Улучшение условий для учебно-образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в целях поддержки модернизации и повышения актуальности и привлекательности сектора высшего образования посредством:

1. Обеспечения условий для качественного практико-ориентированного обучения, в том числе:

(I) выполнение работ по созданию или ремонту, соответственно:

1) лабораторной и научно-исследовательской базы УВО; 
2) центров совместного использования уникального учебного и научно-исследовательского  оборудования;

(II) приобретение учебного оборудования и материалов, включая доставку, установку и наладку;

(III) проведение обучения по использованию оборудования;

2. Модернизации материально-технической базы учебно-образовательной среды, в том числе:

(I) выполнение работ по ремонту зданий и помещений учреждений высшего образования, включая, но не ограничиваясь, следующим: (1) выполнение работ по обеспечению доступности для лиц с ограниченными возможностями в соответствии с международно-признанными стандартами качества; (2) проведение мероприятий, направленных на повышение уровня энергоэффективности зданий и помещений, включая, но не ограничиваясь такими, как: (А) замена старых окон на новые энергосберегающие стеклопакеты; (Б) теплоизоляция  наружных стен и кровли;  (В) установка приборов автоматического регулирования отопления и энергосберегающих систем освещения; (Г) оснащение зданий автономными системами энергоснабжения от альтернативных источников энергии; и

(II) проведение ремонтно-восстановительных работ по созданию междисциплинарного учебно- исследовательского центра (STEM) на базе Белорусского государственного университета.

Финансирование мероприятий по подкомпонентам включает в себя, в том числе:

подкомпонент 1.1.1.  Обеспечения условий для качественного практико-ориентированного обучения

создание или модернизация учебных лабораторий УВО с целью поддержки практических аспектов обучения студентов;

модернизация лабораторного и исследовательского оборудования, а также средств лабораторного и практического обучения.

подкомпонент 1.2. Модернизация материально-технической базы учебно-образовательной среды

капитальный ремонт (модернизация) зданий и сооружений УВО, осуществление необходимых инженерных работ в рамках создания или модернизации учебно-лабораторных подразделений УВО (вентиляция, канализация, прокладка инженерных сетей и др.) с использованием передовых национальных и международных практик;

создание безбарьерной среды обучения и улучшения доступа к месту работы и учебы сотрудников и студентов с ограниченными возможностями за счет создания общедоступной учебно-образовательной среды;

повышение уровня энергоэффективности зданий и помещений.

Компонент 2. Инновации в области преподавания и обучения

Повышение качества, актуальности и привлекательности учебно-образовательного процесса в системе высшего образования посредством модернизации образовательных программ с акцентом на результаты обучения и содержания образования посредством:

1. Разработки результатов обучения и содержания образования, в том числе:

(I) предоставление консультационных услуг в целях обучения и оказания содействия профессорско-преподавательскому составу;

(II) разработка системы мониторинга трудоустройства выпускников (МТВ), разработка результатов обучения на уровне программ и соответствующее обновление содержания образования;

2. Интернационализации высшего образования, в том числе:

(I) интернационализация и внедрение инструментов мобильности, включая ECTS;

(II) разработка и внедрение программ мобильности для студентов и преподавателей;

(III) мероприятия по повышению уровня владения иностранными языками, включая английский, а также поддержка научных публикаций;

(IV) ознакомительные поездки для изучения передового опыта;

(V) поддержка участия в общеевропейских программах, таких как EUROSTUDENT, а также в других европейских проектах и программах сотрудничества в секторе высшего образования.

2. Гибких моделей обучения и преподавания, в том числе:

(I) разработка стратегии  цифровизации, включая дистанционное обучение и интернационализацию.

Финансирование мероприятий по подкомпонентам включает в себя, в том числе:

подкомпонент 2.1. Разработка результатов обучения и содержания образования

внедрение в образовательную практику методики проектирования результатов обучения и их диагностирования;

разработка адаптивного системного механизма взаимной координации требований рынка труда, профессиональных стандартов и содержания образовательных программ высшего образования (на основе образовательных стандартов поколения 3+);

разработка методик и организация обучения педагогических кадров УВО эффективным приемам, методикам и технологиям обучения студентов, в том числе на основе широкого использовании гибких моделей обучения и преподавания;

проектирование на основе результатов обучения образовательных стандартов поколения 3+ и учебно-программной документации образовательных программ высшего образования I и II ступеней с учетом перспектив развития рынка труда, потребности работодателей в выпускниках со сформированными надпрофессиональными компетенциями;

проектирование (новых) специальностей высшего образования, ориентированных на подготовку специалистов для осуществления профессиональной деятельности в условиях V и VI технологических укладов;

организация системы мониторинга трудоустраиваемости выпускников УВО на рынке труда, позволяющей принимать обоснованные решения об оптимизации перечня специальностей высшего образования, а также корректировать содержание образования на основе «обратной связи» от выпускников, осуществляющих профессиональную деятельность на протяжении 3-х и более лет.

подкомпонент 2.2. Интернационализация высшего образования

расширение практики организации для профессорско-преподавательского состава стажировок (с 2021 г.), повышения квалификации и образовательных визитов в организации иностранных государств в целях приобретения соответствующих профессиональных компетенцией и использование опыта ведущих зарубежных УВО по реализации инновационных форм, методов и технологий обучения и преподавания, по формированию у обучающихся предпринимательских компетенций;

поддержка академической мобильности магистрантов УВО (с 2021 г.) в целях повышения уровня их теоретической и практической подготовки, овладения новейшими технологиями и методами проведения научно-исследовательской работы по специальностям, которые не получили достаточного развития в Республике Беларусь;

поддержка обучения и совершенствования владения иностранным языком педагогических работников УВО (английский, китайский языки);

повышение международного признания научной деятельности преподавателей и обучающихся УВО посредством поддержки их международной публикационной активности;

поддержка участия УВО в международных сопоставительных исследованиях по высшему образованию.

подкомпонент 2.3. Гибкие модели обучения и преподавания

разработка концептуальных подходов (стратегии) цифровизации системы высшего образования на основе внедрения информационно-коммуникативных технологий в обучение и преподавание;

обучающие визиты и представление проекта концептуальных подходов (стратегии) цифровизации системы высшего образования для согласования с заинтересованными бенефициарами (конференции, семинары и другие мероприятия).

Компонент 3. Обеспечение качества

Оказание поддержки в создании независимого эффективного механизма внешнего обеспечения качества и совершенствовании УВО посредством:

1. Разработки внешнего обеспечения качества, в том числе:

(I) разработка и принятие нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование системы внешнего обеспечения качества в секторе высшего образования в соответствии со Стандартами и руководствами для обеспечения качества (ESG-2015);

(II) создание Национального агентства по обеспечению качества образования, включая разработку Положения о структуре управления и порядке принятия решений, механизмах внутреннего обеспечения качества и создание Интернет-сайта;

(III) разработка руководств о процедурах внешнего обеспечения качества и принципах отбора и обучения экспертов в области внешнего обеспечения качества;

(IV) апробация процедур аккредитации и обучение экспертов и сотрудников учреждений высшего образования;

(V) выполнение работ и приобретение оборудования для агентства, упомянутого в подпункте (ii) выше, включая работы по ремонту здания для размещения агентства и создание ИТ- инфраструктуры;

(VI) ознакомительные поездки с посещением успешно действующих европейских агентств по обеспечению качества;

(VII) проведение мероприятий по информированию, включая мероприятия по выработке консенсуса относительно оптимального механизма внешнего обеспечения качества высшего образования на максимально раннем этапе;

2. Разработка внутреннего обеспечения качества, включая разработку и внедрение механизмов внутреннего обеспечения качества в УВО в соответствии со стандартами ESG-2015, в том числе посредством реализации мероприятий по наращиванию потенциала, обмену опытом и обучению.

В рамках данного компонента предусматривается финансирование, в том числе, следующих мероприятий по подкомпонентам:

подкомпонент 3.1. Разработка внешнего обеспечения качества

создание Национального агентства по обеспечению качества образования по всем уровням образования, включая дошкольное и общее среднее, профессионально-техническое и среднее специальное, высшее образование, дополнительное образование взрослых, включая наращивание потенциала, материальные инвестиции;

подготовка заявки (с полным пакетом необходимых документов) для вступления в Европейскую ассоциацию агентств по обеспечению качества высшего образования (ENQA);

разработка методической и нормативной базы функционирования системы внешнего обеспечения качества высшего образования в соответствии со Стандартами и руководящими указаниями по обеспечению качества в ЕПВО (ESG-2015);

реконструкция здания для Национального агентства по обеспечению качества образования (включая обследование, разработку проектно-сметной документации, ремонтные работы, благоустройство территории, расходы на регистрацию после выполнения ремонтных работ, авторский и технический надзор);

приобретение необходимых аппаратных, программных средств, сервисных услуг, включая транспорт;

укрепление внутристранового экспертного потенциала по вопросам проведения оценки качества образования путем организации стажировки специалистов системы образования по вопросам оценки качества образования, проведения обучающих семинаров с участием международных консультантов, участия белорусских специалистов и экспертов в области образования в международных конференциях и семинарах по обеспечению качества образования, организации и проведения в Республике Беларусь международных конференций, семинаров, круглых столов по вопросам обеспечения качества образования;

изучение передового международного опыта в части механизмов обеспечения качества образования и использования результатов оценки для принятия управленческих решений, а также финансирование ознакомительных визитов специалистов системы образования в страны, внедрившие передовые механизмы в области обеспечения качества высшего образования.

подкомпонент 3.2. Разработка внутреннего обеспечения качества

В рамках данного подкомпонента будут профинансированы следующие мероприятия:

разработка методической и иной базы функционирования внутреннего обеспечения качества высшего образования в соответствии со Стандартами и руководящими указаниями по обеспечению качества в ЕПВО (ESG-2015);

оказание помощи УВО в разработке и внедрении соответствующей ESG-2015 системы внутреннего обеспечения качества высшего образования;

межуниверситетские учебные мероприятия;

обучение сотрудников УВО, ответственных за обеспечение внутреннего качества высшего образования, с привлечением (внешних) экспертов по разработке и функционированию систем(ы) обеспечения качества;

поддержка профессиональной аккредитации УВО в агентствах зарубежных государств (в целях обеспечения конкурентоспособности УВО).

Компонент 4. Управление проектом

Поддержка механизмов управления проектом, в том числе посредством:

(I) мониторинга и оценки (включая мониторинг экологических и социальных аспектов в рамках проекта);

(II) проведения обучения сотрудников группы реализации проекта;

(III) консультационных услуг по надзору за реализацией проекта и мониторингу выполнения требований защитных положений по охране окружающей и социальной среды, а также фидуциарных требований, включая проведение аудитов;

(IV) финансирования закупок товаров, а также расходов на поездки в рамках Проекта,

(V) финансирования операционных расходов.

В рамках данного компонента, в том числе, будут профинансированы следующие мероприятия:

консультационная поддержка в ходе реализации целей проекта;

обучение, непосредственно касающееся реализации проекта;

финансовый аудит;

операционные расходы, в том числе оплата труда персонала группы по реализации проекта.

Реализация Проекта рассчитана на 5 лет, охватывает период с 2020 года по 2025 год и будет финансироваться за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития в размере 100 000 000 евро.

Техническое управление проектом будет осуществлять государственное учреждение образования «Национальный институт образования» (далее – НИО) в части организации процедур закупок, составления финансовой отчётности, взаимодействия со Всемирным банком и т.д., а содержательное управление Проекта будут осуществлять; по компоненту 1 – УВО,  по компоненту 2 – государственное учреждение образование «Республиканский институт высшей школы», по компоненту 3 – Департамент контроля качества образования Министерства образования, по компоненту 4 – НИО.

Непосредственное управление всем проектом, в том числе содержательное, будет осуществлять Министерство образования.

Рамочный документ по охране окружающей среды проекта «Модернизация высшего образования Республики Беларусь»

Информация учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» о должностных лицах, ответственных за реализацию мероприятий инвестиционного проекта «Модернизация высшего образования Республики Беларусь»

 

 Поделитесь