Главная Университет Университет в СМИ И защитники, и врачи

И защитники, и врачи

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель…

«Это великий Александр Пушкин о военных врачах, видимо, сказал», — отмечаю я мысленно всякий раз, когда наблюдаю за тем, как эскулапы в погонах решают сложнейшие задачи, касающиеся восстановления здоровья или спасения жизни пациентов. В их числе и коллектив военно-медицинского факультета в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет».

Прологом к рассказу о данном военном учебном заведении будет филологическая находка. Оказывается, этимология слова «врач» — исконно славянская. И образовано оно с помощью суффикса «-чь» и глагола «вьрати». Это ныне слово «врать» имеет негативный оттенок, а давным-давно оно употреблялось в значении «говорить». В старину лекарь, знахарь лечил заговорами, заклинаниями, во время которых что-то нашептывал, врал (говорил).

Ну а теперь врач борется с недугами, используя современные технологии и оборудование. И учат этому мастерству на военно-медицинском факультете в Белорусском государственном медицинском университете.

Альма-матер эскулапов в погонах в шестой день нынешнего июня отметит 23 года с момента своего образования. Военмед — старейший из всех военных факультетов в учреждениях образования страны. Знания и опыт его сотрудников и выпускников высоко котируются в сфере военной и гражданской медицины не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами.

Из первых уст

Начальник военно-медицинского факультета в БГМУ доктор медицинских наук, профессор полковник медицинской службы Василий Богдан:

— Военно-медицинский факультет является единым учебным, методическим и научным центром военной медицины в Вооруженных Силах и в целом в Республике Беларусь, где создана система непрерывного военно-медицинского образования. Наша основная задача — подготовка кадровых офицеров медицинской службы для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Беларуси по программам высшего образования, профилю образования «здравоохранение», специальности «лечебное дело», специализации «военно-медицинское дело». Срок обучения на факультете составляет шесть лет. Форма обучения — дневная.

Наша справка

В состав факультета входят четыре кафедры: военно-полевой хирургии и военно-полевой терапии (клинические), организации медицинского обеспечения войск и экстремальной медицины (с циклом подготовки и переподготовки военных фельдшеров), военной эпидемиологии и военной гигиены. Профессорско-преподавательский состав представлен семью докторами наук, 18 кандидатами, пятью профессорами, 15 доцентами. 15 человек окончили факультет руководящего состава Военно-медицинской академии имени С.  М. Кирова в Санкт-Петербурге и имеют второе высшее военное образование. 23 преподавателя  —  врачи высшей квалификационной категории. Помимо этого, три преподавателя факультета имеют звание «Заслуженный врач Республики Беларусь», девять — «Отличник здравоохранения Республики Беларусь». Сейчас остепененность профессорско-преподавательского состава неуклонно приближается к 60 процентам.

Будущие эскулапы в погонах изучают те же дисциплины, что и студенты лечебного факультета БГМУ. Плюс они дополнительно штудируют специальные военные и военно-медицинские науки. По окончании пятого курса курсантам присваивается первое звание офицерского состава лейтенант, и они становятся слушателями военно-медицинского факультета. А после успешной сдачи государственных экзаменов выпускники получают воинское звание старший лейтенант медицинской службы и диплом государственного образца. За более чем два десятка лет существования факультета состоялось 20 выпусков военных врачей. Было подготовлено свыше 550 офицеров медицинской службы, 39 из них окончили вуз с дипломом с отличием и 10 —  с золотой медалью.

Ко всему прочему, военно-медицинский факультет готовит студентов Белгосмедуниверситета по программе офицеров медицинской службы запаса. В его ведении также организация и проведение интернатуры для военных врачей-интернов. Кроме того, он осуществляет переподготовку и повышение квалификации врачебного состава Вооруженных Сил, подготовку клинических ординаторов, подготовку и переподготовку военных фельдшеров. Здесь проходят подготовку, специализацию и повышение квалификации специалисты медицинского профиля заинтересованных ведомств Беларуси и других государств, повышает квалификацию по военно-медицинской тематике профессорско-преподавательский состав медицинских вузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В числе новых направлений деятельности военмеда — образовательные курсы для преподавателей Военной академии, военных факультетов и других учреждений образования, которые обучают курсантов премудростям дисциплины «Военно-медицинская подготовка», а еще — выездные курсы повышения квалификации военных врачей.

Подготовка кадров высшей научной квалификации — одно из приоритетных направлений деятельности военмеда. С 2007 года здесь функционирует трехгодичная адъюнктура по специальностям «хирургия» и «внутренние болезни». В 2014‑м к ним добавилась новая специальность — «военная медицина».

За более чем два десятка лет на факультете подготовлено и защищено 28 диссертаций — 10 докторских и 18 кандидатских.

Не менее весомы и научно-методические достижения. Преподаватели альма-матер врачей в погонах, помимо образовательного процесса, осуществляют научные исследования, имеющие прикладную направленность, создают учебники и учебные пособия с грифом министерств образования и обороны. С 2006 года сотрудники факультета при поддержке БГМУ выпускают единственный в Беларуси рецензируемый журнал для военных врачей «Военная медицина».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не стоит на месте изобретательская и рационализаторская работа. В копилке коллектива военмеда — множество патентов на изобретения и удостоверений на рацпредложения. За новейшие разработки в области медицины он не раз удостаивался дипломов Международной выставки вооружений и военной техники MILEX. А его сотрудникам неоднократно присуждались стипендия Президента Республики Беларусь и премия Национальной академии наук.

По словам полковника медицинской службы Василия Богдана, свою лепту в научную дея­тельность вносят и курсанты, слушатели. На факультете функционируют единственные в Вооруженных Силах военно-научные школы по военно-полевой хирургии и военно-полевой терапии. На всех кафедрах действуют военно-научные общества курсантов и слушателей.

Наиболее талантливые военмедовцы имеют возможность по истечении определенного периода времени поступить в адъюнктуру и пополнить профессорско-преподавательский состав альма-матер. Кстати, большинство нынешних преподавателей и начальников кафедр факультета являются его выпускниками. Впрочем, как и руководители ключевых структур медицинской службы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Не говоря уже о медицинских начальниках войскового звена, прошедших ступени последипломного образования в родном вузе. Он поистине ведет своих воспитанников через всю жизнь — было бы у них желание…

В обучении военных врачей участвуют и сотрудники 62 кафедр Белорусского государственного медуниверситета. Немаловажную роль в этом процессе играет материально-техническая база.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В том, что прогресс в деле подготовки эскулапов в погонах дошел до невиданных высот, автор этих строк убедилась, побывав с курсантами-медиками на «парах» по анатомии, общей хирургии, анестезиологии и реанимации. Честно говоря, ознакомившись с расписанием занятий, я рассчитывала на классический вариант обучения: опрос, секция, анатомический музей, демонстрационные плакаты, традиционные манекены для отработки мануальных навыков. А в реальности мое «ничего особенного» превратилось в «ого!».

Первым объектом искреннего удивления стал анатомический стол, сочетающий в себе уникальное аппаратное и программное обеспечение. Его форм-фактор походит на операционный стол, а данные пациента иллюстрируют анатомический реализм живого человека. Стол имеет программы, с помощью которых можно изучить тело мужчины и женщины в формате 3D, анатомию в высоком разрешении 3D, цифровую анатомическую библиотеку с более чем 120 патологическими примерами и многое другое.

Массу впечатлений оставила и лаборатория практического обучения. Занятия в этом симуляционном центре позволяют развить у будущих эскулапов способности быстрого принятия решений и безупречного выполнения ряда манипуляций или вмешательств, особенно при неотложных состояниях.

В одном из учебных классов мы осваивали сердечно-легочную реанимацию. Если бы вы знали, сколько усилий пришлось приложить, отлаживая технику закрытого массажа сердца и искусственного дыхания, пока на дисплее аппарата, подключенного к «пациенту», не появилась надпись «Реанимация эффективна»…

Не так-то просто было выполнять и хирургические манипуляции, в том числе накладывать швы и узлы на специальных манекенах, которые точь-в‑точь как тело человека. Через пару часов, созерцая, насколько четко и быстро выполняли эти и другие действия опытные хирурги, я осознала, какой нелегкий путь прошли они к своему профессиональному мастерству.

На следующий день к врачебной составляющей моего обу­чения прибавилась военная. На кафедре организации медицинского обеспечения войск и экстремальной медицины вместе с курсантами-медиками я училась эвакуировать раненого с поля боя и оказывать ему первую помощь, исходя из характера повреждений. Причем для реалистичности картины действовать пришлось в полной боевой выкладке.

Представьте себе: на вас бронежилет, защитный шлем, в руках автомат — и вам надлежит перетащить в безопасную зону пострадавшего, который экипирован так же, как и вы. Причем действовать надо почти по-пластунски. Или же попробуйте извлечь потерпевшего из танка или БМП… Поверьте на слово, от вас потребуются титанические усилия. А кто сказал, что военному врачу бывает легко?! Но спасенная жизнь с лихвой компенсирует его моральные и физические затраты.

— Курсанты военно-медицинского факультета с первого курса становятся «к станку», — рассказал Василий Богдан. — Они проходят практическую стажировку в лечебных учреждениях и в войсках. Главная наша задача — научить ребят организовывать и оказывать качественную медицинскую помощь. И как показывает опыт, у нас и у них это отлично получается.

Следует заметить, что в альма-матер военных врачей созданы все условия для того, чтобы курсанты преуспевали не только в учебе и науке, но и в спорте, культурном развитии. Они участвуют в разнообразных спортивных мероприятиях, занимая призовые места, посещают выставки, театры и т. д.

И еще один значимый факт: восемь раз из одиннадцати военно-медицинский факультет в Белгосмедуниверситете становился победителем смотра-конкурса на лучший военный факультет в учреждениях высшего образования и дважды был его серебряным призером.

— Охрана здоровья военнослужащих — очень ответственная задача. Поэтому требования, которые мы предъявляем к своим курсантам и слушателям, довольно высокие, —  подчеркнул полковник медицинской службы Василий Богдан . — Уровень проходного балла на факультет растет каждый год. И чтобы завоевать право носить шеврон военмеда, абитуриенты готовятся к вступительной кампании заранее. Но прежде они определяются, что профессия военного врача — это то, что им действительно нужно. И, став курсантами, добиваются больших успехов…

Школа жизни, кузница кадров

Путь на военно-медицинский факультет сержанта Максима Морхата был долгим. Учась в одной из столичных школ с экономическим уклоном, он собирался стать специалистом в области экономики. Но в 10‑м классе неожиданно для всех увлекся химией и биологией, да настолько, что решил связать свою жизнь именно с этими науками, вернее — с одной из сфер, где они являются профилирующими.

В итоге юноша остановился на военмеде. Однако первая попытка стать его курсантом не увенчалась успехом. И Максим подал документы на факультет профориентации и довузовской подготовки БГМУ. Год напряженных занятий принес свои плоды — юношеская мечта стала явью.

— Я рад тому, что учусь на военно-медицинском факультете, — сказал курсант Морхат. — Хотя в самом начале учебы было очень сложно… Ключевую роль в адаптации сыграло мое огромное желание стать военным хирургом. А еще — неоценимая помощь маститых и именитых преподавателей, которые отдали врачеванию не один год и умеют заинтересовать им других.

По мнению Максима, во время учебы важно научиться переключать внимание на другое дело. Ибо занятия спортом или музыкой, например, здорово помогают снять профессиональный стресс.

— С высоты пятого курса я с уверенностью могу сказать, что не ошибся с выбором профессии, — отметил юноша. — Кроме того, повезло с однокашниками. За годы учебы мы, что называется, сроднились. В нашем коллективе не бывает дрязг, потому что мы — одна команда.

А гомельчанин Кирилл Яськов увлекся биологией еще в детстве. И к 10‑му классу точно знал, что станет врачом в погонах, а значит — ему предстоит пройти нешуточные вступительные испытания.

— Первые месяцы учебы были для меня непростыми, — вспоминает Кирилл. — После «гражданки» надо было привыкать к строгой дисциплине, режиму дня, расписанному по часам, другим особенностям военной службы. А сейчас понимаю, что неорганизованность в людях меня раздражает, что не могу быть не занятым какой-либо работой. Вообще профессия военного врача подходит не всем. Ее обладатель должен постоянно работать над собой, стремиться к самосовершенствованию, иметь жизненную закалку. Трудности были и будут. Главное — не зацикливаться на них, а упорно преодолевать день за днем, ибо «дорога возникает под ногами идущего». Каждый из нас пойдет своим профессиональным путем: кто-то выберет терапию (как я), кто-то — хирургию, кто-то станет организатором здравоохранения. И в дорогу мы отправимся с багажом полезных знаний, которые дали нам в альма-матер. Военно-медицинский факультет — это кузница кадров и школа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сержант Максим Трунин медицину в погонах также выбрал сразу и безоговорочно. Успешно пройдя вступительные испытания по окончании одной из школ Светлогорска с золотой медалью, он влился в дружный коллектив военмеда.

— В теории и на практике мы постигаем премудрости многих дисциплин: «Военно-полевая хирургия», «Внутренние болезни», «Оториноларингология»… Отдать предпочтение одной из них довольно сложно. У меня лежит душа к малоинвазивной хирургии, — рассказал курсант. — Под руководством преподавателей мы учимся общаться с больными, правильно ставить диагноз, назначать лечение, шаг за шагом ведя пациента к выздоровлению. Жалко, что в сутках лишь 24 часа… Это так мало, чтобы все успеть. Однако, несмотря ни на что, наши курсанты не жалуются на житье-бытье. Мы находимся на полном государственном обеспечении: комфортабельное общежитие, питание, вещевое и денежное довольствие. И кроме того, имеем возможность получить достойное образование в самом престижном военном учебном заведении страны, становясь и защитниками Родины, и врачами.

Автор: Оксана Курбеко, «Ваяр»
Фото: Владимир Блинов
Во славу Родины, 5 апреля 2018

 

 

 Поделитесь