Главная Университет Подразделения Отдел воспитательной работы с молодежью Сектор социально-педагогической и психологической работы Полезно Преподавателю, куратору, воспитателю

Рекомендации для кураторов учебных групп, педагогических работников, воспитателей общежитий

Профилактика эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания – это состояние, когда начинаешь ощущать себя истощенным морально, умственно, и физически. Все труднее просыпаться по утрам и начинать трудовую деятельность. Все сложнее сосредоточиться на своих обязанностях и выполнять их своевременно. Рабочий день растягивается до поздней ночи, рушится привычный уклад жизни, портятся отношения с окружающими.

Тот, кто столкнулся с таким явлением, не сразу понимает, что происходит. Эмоциональное выгорание, в его «инкубационном» периоде, похоже на хандру. Человек становятся раздражительными, обидчивыми. Опускаются руки при малейших неудачах и возникает ощущение непонимание, что со всем этим делать, какое лечение предпринять. Потому так важно разглядеть первые «звоночки» в эмоциональном фоне, принять профилактические меры и не довести себя до нервного срыва.

Учитывая, что наиболее подвержены эмоциональному выгоранию представители профессий, предполагающих постоянное взаимодействие с людьми, предлагаем некоторые методы профилактики.

Синдром эмоционального выгорания

Диагностика эмоционального выгорания

Рекомендации по психологической адаптация студентов к условиям обучения в университете

Практические материалы по адаптации

Успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Каждый куратор должен уметь использовать удобные и легкие в обработке методики диагностики, обеспечивающие глубокое и всестороннее проникновение во внутреннюю структуру группы. Кроме того, для интенсификации адаптации студентов к условиям нового учебного заведения важное значение имеет интенсивность дружеских связей в группе. Поэтому в целях стимулирования процессов микрогрупповой дифференциации необходима организация коллективных форм совместного досуга, содержащего помимо всего прочего психологические игры и упражнения, ориентированные на создание благоприятного психологического климата в группе и духовное развитие личности.

Психолого-педагогическая диагностика

Индивидуальная и групповая психологическая диагностика проводится по запросу студентов, заместителей деканов факультетов по воспитательной работе, кураторов учебных групп, воспитателей общежитий. Сектор СППР предлагает несколько психодиагностических методик в помощь кураторам учебных групп. 

Психодиагностические методики

Психологическое просвещение и профилактика

Психологическое просвещение и профилактика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и устранение факторов, способных негативно отражаться на психическом здоровье. Это и пропаганда здорового образа жизни, и позитивных моделей поведения, и выработка навыков конструктивного взаимодействия в социальном мире. По запросу студентов, заместителей деканов факультетов по воспитательной работе, кураторов учебных групп, воспитателей общежитий сектор СППР предлагает помощь в организации и проведении мероприятий:

Практические занятия с элементами тренинга:

Тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков:

  1. «Коммуникативная компетентность как профессионально значимое качество будущего врача»
  2. «Убедительность невербальных коммуникаций» - знакомство с многообразием средств невербальных коммуникаций. Овладение приемами построения невербальных коммуникаций: как передать информацию только при помощи жестов и мимики, как понять, что недоговаривает человек, открытые и закрытые жесты, что может сказать о человеке его поза и многое другое.
  3. «Доверие и ответственность» - освоение практик ответственных взаимоотношений, определение умения брать ответственность и умения доверять. Обсуждаются вопросы: почему люди снимают с себя ответственность за события в их жизни и как это связано с зависимым поведением; что происходит, когда нарушаются границы личного жизненного пространства; что такое доверие самому себе. На практике проработка устанавливать контакты и определять границы своего личного пространства, говорить «нет», заботиться о себе, учиться слышать, понимать себя и других людей.
  4. «На пути к коммуникативной компетентности» - рассматриваются десять вариантов возможного поведения в ситуации столкновения с грубостью: спокойствие, игнорирование, сильный взгляд, вопрос «что с тобой случилось?», констатация, интеллектуальный юмор, психологическое айкидо, шокирование, метод разрыва шаблонов и даже – чихание.
  5. «Творческая встреча» - формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов, создания позитивных эмоциональных установок на доверительное общение. Раскрытие потенциальных возможностей личности.
  6. «Толерантность: принципы толерантного поведения» - занятие посвящено общению представителей разных культур с целью расширения представлений об особенностях толерантной личности и принципах толерантности; развитию навыков толерантного общения. 
  7. «Искусство понимать друг друга» - для понимания другого человека важно умение поставить себя на его место и понять его ценности, привычки, особенности характера. Понимание невозможно без «чувствования» другого человека, без способности к эмпатии. Эмпатия – это внутренняя настройка на волну другого человека, способность увидеть мир его глазами, пережить его боль и радость. 
  8. «Золотые ключи общения» – это умение придерживаться правила эмоциональной выдержки, осознание и умение контролировать свои чувства, тактичность в общении с другим человеком, уважение чужого мнения, бережное отношение к близким, друзьям, коллегам.
  9. «Личное пространство под общей крышей» - повышение эффективности процесса адаптации студентов к изменившимся условиям проживания в общежитиях, определение существующих на данный момент коммуникативных сложностей, наиболее острых причин возникновения недопонимания с соседями по комнате, обучение конструктивному разрешению конфликтов. Обсуждение ситуации, которые являются новыми, к которым приходится привыкать в общежитии. 
  10. «Манипуляция. Как защитить себя» Многие на собственном опыте примеряли на себя роль потребителя (“жертвы”) влияния и убеждения.  Психологическое манипулирование - это не только влияние одного человека на другого при помощи скрытых и обманных тактик для изменения его поведения в своих интересах. Психологическое манипулирование это и влияние средств массовой коммуникации, включая рекламу и ТВ, и межличностные ситуации убеждения: тактики продавцов, влияние наших собственных референтных групп и т.п. Как же не поддаваться на манипуляции?

Тренинги личностного роста:

  1. «Как с успехом выступать публично» - выработка навыков успешного публичного выступления, используя техники и приемы самопрезентации.  
  2. «Эффективное управление временем» - практика организации времени и повышения эффективности его использования. Знакомство с системами организации и управления временем: пирамида Бенджамина Франклина, матрица Эйзенхауэра и правило Парето, усвоили способы разделения больших задач и объемных работ на части по методу «Слона» и решения неприятных задач каждый день с самого утра по методу «Лягушки».
  3. «Формирование личной ответственности» - формирование личной ответственности: можно стать более ответственными, задавая себе несколько раз в день следующие вопросы: «Какие передо мной существуют возможности для использования? Что я могу сделать?»; вместо мыслей и высказываний в стиле «я хочу» лучше спросить себя: «Что я могу сделать, чтобы получить то, что хочу?»; быть осознанным в своих действиях, анализировать происходящее и прогнозировать возможные последствия своих действий в будущем.
  4. «Навыки успешных студентов» - формирование навыков успешных студентов. Если ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика, то сегодня студенты видят главным умение критически мыслить, способность к взаимодействию и коммуникации, использование творческого подхода к делу.

Тренинги, направленные на сплочение группы и командообразование. 

Тренинги отношений и семейных ценностей:

  1. «Семейный договор. Маленькие секреты больших отношений» - рассматриваются вопросы, регулируемые «Семейным договором», прорабатываются представления о гендерных ролях и их проявление в семейных отношениях.
  2. «Архитипические образы сказочных персонажей». В процессе социализации природные качества все больше отходят на второй план. Образ жизни современного человека все меньше места оставляет для проявления специфических качеств, которые связаны с коллективным бессознательным и существуют в форме первообразов – архетипов. Эти же структуры лежат в основе общечеловеческой символики, которая ярко проявляется в волшебных сказках и мифах.

- Тренинги, направленные на формирование здорового образа жизни:

  1. «Я – за жизнь!» - о возможных путях распространения Вич-инфекции и способах профилактики. 
  2. «Я – за безопасные отношения!» - способствует формированию представлений о возможной скорости распространения вируса, степени риска и ответственного отношения к своему здоровью. Приобретение практических навыков ответственного поведения в ситуациях выбора.
  3. «Я не курю» - профилактика, выявление и активизация знаний по теме зависимостей.
  4. «Преодоление стресса» - знакомство со способами профилактики негативных последствий информационного, психологического стресса и методами совладания с ними.
  5. «Регуляция эмоциональных состояний» - знакомство со способами самоконтроля: расслабление мимической мускулатуры, совершенствование дыхания, визуализация. Особенности основных общих эмоциональных состояний, таких как: аффект, стресс, фрустрация, страсть. Обыгрывание возможных вариантов реагирования на те или иные жизненные ситуации с учетом разных эмоциональных состояний.
  6. «Искусство позитивного мышления» - освоение принципов позитивного мышления и способов его развития, проработка трансформирования жизненных «затруднительных ситуаций» из «проблемы» в «задачу». Проработка приемов развития позитивного мышления с помощью упражнений, направленных на развитие гибкости ума и креативности, способности правильно принять решение, умение соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Знакомство с правилами построения аффирмаций - коротких позитивных фраз, содержащих ментальную формулу и закрепляющих желаемый образ или установку в подсознании при ее многократном повторении.
  7. «Выходы из депрессивного состояния» - обсуждаются способы выхода из депрессивных состояний.
  8. «Смехотерапия – отличное лекарство от стресса» -  смех от души позитивно влияет на человеческую физиологию. Когда мы безудержно смеемся, в нашем организме начинают активно выделяться эндорфины, недостаток которых ведет к депрессии. 
  9. «Формула хорошего настроения» - развитие позитивной коммуникации в группе, выбор и использование способов и приемов, помогающих справляться с плохим настроением.
  10. «Психология зависимого поведения» - обсуждаются вопросы, затрагивающие природу возникновения зависимостей, а также предпосылки возникновения аддиктивного поведения личности. Знакомство с основными признаками зависимого поведения, со способами и этапами преодоления зависимости. Рассматриваются эффективные модели поведения в ситуациях общения с наркозависимыми людьми из близкого либо далекого окружения.
  11. «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» - работа над навыками предупреждения эмоционального и профессионального выгорания, тренинг направлен на формирование ответственности за свое психологическое состояние.

Мини-лекции, кинолектории:

  1. Антинаркотический анимационный фильм «Леденец Lollipop» - продемонстрирует все стадии формирования зависимого поведения, какое влияние зависимость человека оказывает не только на его собственную жизнь, но и на жизни близких ему людей. При просмотре видеоролика идет мощное воздействие на чувства, извлечение ценностей и жизненных стереотипов участников тренинга.
  2. Анимационный фильм «Мне кажется, я люблю тебя I think I love you». В каждом сюжете анимационного фильма «Мне кажется, я люблю тебяI think I love you» герои стремятся к контакту и отдают друг другу любовь в ее разных проявлениях, но различные искажения на глазах у зрителей приводят героев к непониманию, конфликтам, отчуждению, ухудшению отношений.
  3. Видеоролик «ВИЧ/СПИД доступным языком». Рассматриваются вопросы способов заражения и безопасности, а так же способы профилактики. Затрагиваются вопросы недопущения дискриминации в отношении лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией.
  4. Документальный фильм «Они иные» вопросы, связанные с особенностями общения в детском коллективе,  виды поведенческих реакций детей с расстройствами аутистического спектра, с синдромом Дауна, с детским церебральным параличом.

Семинары-практикумы, круглые столы, гостинные:

  1. «Профессионально значимые качества врача»
  2. «Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность»
  3. «Эффективная коммуникация врача и пациента»
  4. «Стратегии поведения в конфликтной ситуации»
  5. «Арт-терапевтические техники в развитии лидерских качеств»
  6. «Как с успехом выступать публично» - рассматриваются техники и приемы успешного публичного выступления.
  7. «Тайм-менеджмента» - технологии организации времени и повышения эффективности его использования.
  8. «Психологическое сопровождение иностранных студентов в поликультурном образовательном пространстве университета»
  9. «Пол и гендер: особенности и стереотипы»
  10. «Учимся ответственности!»
  11. Круглый стол, посвященный проблеме домашнего насилия
  12. «Национальные семейные традиции» семейная гостиная
  13. «Грани вашей женственности» психологическая гостиная только для девушек! 
  14. «Интернет и социальные сети. Правила общения» семинар для молодежных лидеров.
  15. Психологический семинар-практикум «Дети солнца и дети дождя». Вопросы, связанные с особенностями общения в детском коллективе, виды поведенческих реакций детей с расстройствами аутистического спектра, с синдромом Дауна, с детским церебральным параличом. В практических упражнениях семинара подобраны наиболее подходящие для таких детей упражнения и игры. 

Методические материалы

В данном разделе специалисты сектора СППР предлагают методические разработки и материалы в сфере психологического знания, которые можно использовать в своей работе. Раздел постоянно пополняется и обновляется.

Методические материалы

Мы всегда рады сотрудничеству с вами!

 

 Поделитесь