Главная Университет Университет в СМИ Состоялось заседание Белорусского общества анестезиологов-реаниматологов

Состоялось заседание Белорусского общества анестезиологов-реаниматологов

Фото автора.  

Без спекуляций о пользе симуляции

Мероприятие включало обзор современных симуляционных технологий в медицинском образовании, анализ тенденций и перспектив, а также открытый обмен мнениями. 

Студенты кафедры продемонстрировали приемы оказания неотложной помощи на симуляторе высокого уровня реалистичности.

О системе симуляционного обучения в анестезиологии и реаниматологии рассказал заведующий кафедрой клинических навыков и медицинских технологий Рижского университета им. П. Страдыня Олег Сабельников.

Специалист предоставил информацию о подготовке медицинских кадров, внедрении инновационных технологий. 

На 9 факультетах университета обучаются 7 875 студентов, из них 1 775 иностранцев. Центр технологий медицинского образования открыт в 2013 году. На 7 776 м2 расположились 9 специализированных помещений с 24 аудиториями, конференц-залом и библиотекой. Основные направления работы: преддипломное образование (студенты) и последипломное (врачи-резиденты, сертифицированные специалисты). 

Учебный курс преддипломной части включает клинические навыки, стандартизированные ситуации в терапии, УЗ-диагностику патологии брюшной полости, междисциплинарный подход в неотложной медицине, первую помощь, неотложные ситуации в педиатрии и акушерстве. Специалист подробно остановился на направлениях «Анестезиология, интенсивная терапия, токсикология, гражданская оборона», «Сердечно-легочная манипуляция». 

По практической части студенты сдают государственный экзамен. На одну манипуляцию отводится 5 минут. Навыки оцениваются на основании 5 критериев. 

Курсы последипломного образования включают сердечно-легочную реанимацию, неотложные состояния в акушерстве, педиатрии, кардиологии, пульмонологии, катетеризацию сосудов под контролем ультразвука. Целью работы факультета последипломного образования является повышение врачебной квалификации на базе высшего профессионального образования, обучение слушателей резидентуры. 

Второе выступление Олега Сабельникова касалось требований к симуляционному оборудованию. Специалист рассказал об основных типах симуляторов (муляжах, фантомах, тренажерах, манекенах с разной степенью реалистичности), подробно остановился на обоснованности использования симуляторов для достижения целей и задач учебного процесса. 

Опытом симуляционного обучения анестезиологов и реаниматологов поделился заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии БГМУ Олег Прасмыцкий. 

Цель преподавания и изучения анестезиологии и реаниматологии состоит в формировании у студентов научных знаний об оптимизации анестезиологического обеспечения в широкой медицинской практике, о причинах и закономерностях возникновения и развития терминальных и критических состояний, об основах реанимации и интенсивной терапии. 

Используются следующие методы преподавания: лекции, практические занятия, работа в операционной и ОАРиТ, в лабораториях практического обучения, дистанционное обучение. Олег Терентьевич отметил, что меняется роль преподавателя вуза. Основная задача наставника сводится не к изложению готовой информации, а к организации активной самостоятельной деятельности обучающихся. 

Специалисты кафедры анестезиологии и реаниматологии БГМУ разработали учебно-методические пособия, создали собственную концепцию. Программа обучения рассчитана на поэтапное формирование навыков — начиная с манипуляций по сердечно-легочной реанимации для всех студентов университета и заканчивая отработкой действий в имитированных клинических ситуациях для клинических ординаторов (магистрантов) по анестезиологии и реаниматологии. Для учащихся 1–4-х курсов доступны базовые практические навыки, сложные предназначены для студентов 4–6-х курсов, комбинированные — для студентов 6-го курса, субординаторов по анестезиологии и реаниматологии, врачей-интернов по анестезиологии и реаниматологии, обучающихся на второй ступени высшего медобразования.

Помимо занятий работает кружок по анестезиологии и реаниматологии, студенты готовятся к конференциям и конкурсам. На 71-й научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Актуальные проблемы современной медицины и фармации 2017» были представлены 18 докладов. По результатам республиканских конкурсов студенческих работ учащиеся показывают достойные результаты, занимая призовые места. В прошлом году 61 молодой специалист, окончивший лечебный факультет, приступил к работе анестезиолога-реаниматолога. В клинической ординатуре ежегодно обучаются 17–19 человек. 

На кафедре анестезиологии и реаниматологии обучаются врачи разных специальностей (образовательные программы ФПКиПК). В октябре состоялся первый выпуск слушателей, прошедших курс повышения квалификации «Неотложная помощь: теоретические основы и практические навыки». 

Олег Прасмыцкий,
заведующий кафедрой
анестезиологии и реаниматологии БГМУ:

Симуляционное обучение — это реальный механизм повышения компетентности выпускаемых университетом специалистов.

Авторы: Ольга Алиновская
Медицинский вестник, 26 декабря 2017

 

 Поделитесь