Главная Университет Университет в СМИ Нормативно-правовая база в стоматологии

Нормативно-правовая база в стоматологии


Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников. 
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников


Татьяна Манак, заведующая 2-й кафедрой терапевтической стоматологии БГМУ, доктор мед. наук, профессор;

Леонид Белодед,
доцент кафедры ортопедической стоматологии БГМУ, кандидат мед. наук;

Наталья Маскалевич,
клинический ординатор 2-й кафедры терапевтической стоматологии БГМУ;

Алеся Хомич,
юрист юридической компании «Факт», помощник адвоката.

Оказание стоматологической помощи регламентировано нормативно-правовыми актами, указами, приказами и постановлениями. Каждый стоматолог должен знать и грамотно применять их в своей повседневной деятельности. Главными документами являются Конституция и Закон «О здравоохранении». Рассмотрим наиболее важные положения, касающиеся медицины.

Конституция РБ 

Основной закон, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений, в т. ч. в медицине.

Статья 45 гарантирует право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.

Статья 50 сообщает, что «медицинские, фармацевтические работники при осуществлении своих должностных обязанностей имеют право на страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред жизни или здоровью пациента, не связанной с небрежным или халатным выполнением своих должностных обязанностей, которое осуществляется в соответствии с законодательством РБ». 

 
Закон «О здравоохранении»
(от 18.06.1993 № 2435-XII, в ред. от 21.10.2016)  
 

Статья 3. Основные принципы государственной политики РБ в области здравоохранения.

Статья 10. Здравоохранение Республики Беларусь включает:

Статья 17. В случае несоблюдения врачебных предписаний или правил внутреннего распорядка организации здравоохранения для пациентов лечащий врач с разрешения руководителя организации здравоохранения может отказаться от оказания медицинской помощи пациенту, если это не угрожает жизни пациента или здоровью окружающих. Ответственность за организацию дальнейшего оказания медицинской помощи пациенту возлагается на руководителя организации здравоохранения. 

Отметим, что ранее действующий Кодекс врачебной этики утратил силу (приказ Минздрава от 06.04.2009 г. № 345).

Статья 41. Пациент имеет право на:

Предоставление пациенту указанных в ст. 41 прав не может осуществляться в ущерб здоровью других пациентов и нарушать их права и свободы.

Врачебная тайна

Статья 28 Конституции гарантирует право гражданина на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в т. ч. от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

Следует отметить, что врачебная тайна не должна быть разглашена даже кровным родственникам пациента, за исключением лиц, перечень которых установлен ст. 18 закона «О здравоохранении».

Статья 46 упомянутого закона гласит, что к врачебной тайне относится информация о факте обращения пациента за медицинской помощью и состоянии его здоровья, сведения о наличии заболевания, диагнозе, возможных методах оказания медицинской помощи, рисках, связанных с медицинским вмешательством, а также возможных альтернативах предлагаемому медицинскому вмешательству, иные сведения, в т. ч. личного характера, полученные при оказании пациенту медицинской помощи, а в случае смерти и информация о результатах патолого-анатомического исследования.

Полученная врачом информация становится врачебной тайной, т. е. приобретает правовой статус, только тогда, когда задокументирована в медицинских документах о пациенте (гражданине) — стоматологической амбулаторной карте либо истории болезни. Карта является юридическим документом, не выдается на руки пациенту, его родственникам, работодателям и любым другим третьим лицам, ее нельзя фотографировать, ксерокопировать, выносить за пределы учреждения здравоохранения. При необходимости получения пациентом официальных данных о его обращении, диагностике и лечении учреждения здравоохранения выдают выписки из медицинских документов, медицинские справки о состоянии здоровья и другие документы, содержащие информацию о состоянии здоровья пациента, в порядке, установленном законодательством страны.

Для получения вышеуказанных документов пациент, уполномоченные им лица или лица, указанные в ч. 2 ст. 18 Закона «О здравоохранении», лично обращаются в регистратуру с письменным заявлением на получение выписки из стоматологической амбулаторной карты (истории болезни). Письменный ответ за подписью лечащего врача и руководителя (заведующего отделением, главного врача) должен быть предоставлен пациенту в течение пяти рабочих дней и выдаваться по предъявлению им документа, удостоверяющего личность.

За разглашение врачебной информации третьим лицам (умышленное, без согласия владельца) предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Исключение — предоставление информации, составляющей врачебную тайну, без согласия пациента или лиц, указанных в ч. 2 ст. 18 закона «О здравоохранении», по запросу органов и организаций, согласно перечню, установленному ст. 46 упомянутого закона. Соответствующий запрос на получение информации, составляющей врачебную тайну, должен быть в письменной форме и (или) в виде электронного документа в соответствии с законодательством об электронных документах и электронной цифровой подписи.

Врачебная тайна хранится бессрочно, в т. ч. после смерти пациента (гражданина).

Согласие на оказание медицинской помощи

Согласно ст. 44 закона «О здравоохранении», необходимым условием оказания медицинской помощи пациенту является наличие предварительного согласия совершеннолетнего пациента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласие на простое медицинское вмешательство дается устно пациентом или лицами, указанными в ч. 2 ст. 18. Отметка о согласии на простое медицинское вмешательство делается медработником в документах.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют право самостоятельно давать согласие на простое медицинское вмешательство.

Согласие пациента на сложное медицинское вмешательство вносится в медицинские документы и подписывается пациентом либо лицами, указанными в ч. 2 ст. 18, и лечащим врачом.

Согласие пациента заносится в стоматологическую амбулаторную карту (в раздел «Предварительное согласие на медицинское вмешательство») и закрепляется его подписью. 

При этом оказание стоматологической помощи должно осуществляться:

При отсутствии лиц, указанных в ч. 2 ст. 18, или невозможности в обоснованно короткий срок (исходя из состояния здоровья пациента) установить их местонахождение решение принимается врачебным консилиумом.

Согласие на медицинское вмешательство может быть отозвано.

Отказ от оказания медицинской помощи

Согласно ст. 45 закона «О здравоохранении», пациент либо лица, указанные в ч. 2 ст. 18, имеют право отказаться от оказания медицинской помощи, в т. ч. медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.

Отзыв согласия на простое медицинское вмешательство осуществляется лицами, давшими его. Согласие на сложное медицинское вмешательство может быть отозвано пациентом либо лицами, указанными в ч. 2 ст. 18, за исключением случаев, когда медицинское вмешательство уже началось и его прекращение либо возврат к первоначальному состоянию невозможны или связаны с угрозой для жизни или здоровья пациента.

Отзыв согласия на медицинское вмешательство и информация о возможности либо невозможности удовлетворения отзыва с указанием причин оформляются записью в медицинских документах (стоматологической амбулаторной карте) и подписываются пациентом либо лицами, указанными в ч. 2 ст. 18, и лечащим врачом.

Существуют случаи, когда согласие на оказание медпомощи не требуется:

Важно разделять понятия «медицинская помощь» и «медицинские услуги». При чрезвычайных ситуациях, угрозе жизни и здоровью оказывается именно медицинская помощь (экстренная, внеплановая). Услуги — это действия, результаты которых неотделимы от самой деятельности, потребляются в процессе самой деятельности не по жизненным показаниям, а по желанию пациента исходя из возможных для него вариантов. 

Договор возмездного оказания услуг

 Платные медицинские (стоматологические) услуги оказываются по договору возмездного оказания услуг, согласно которому одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчик) оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 733 Гражданского кодекса).

В договоре возмездного оказания услуг должно быть прописано следующее:

Документы, регламентирующие стоматологическую деятельность

Лечебный процесс:

Неотложная и первая медицинская помощь: 

Санитарно-противоэпидемический режим:

Ведение медицинской документации:

Повышение квалификации, занятие руководящих должностей:

Перечень документов, заполняемых врачом-стоматологом (согласно Приказу Минздрава № 24 от 14.01.2011 «Об утверждении форм первичной медицинской документации в стоматологии»):

1. стоматологическая амбулаторная карта — форма 043/у-10 (хранится в регистратуре в течение 5 лет с даты последнего обращения, затем передается в архив организации);

2. листок ежедневного учета работы врача-стоматолога — форма 037/у-10 (хранится в течение 1 года);

3. сводные данные по стоматологическому здоровью пациентов при первичном обращении — форма 039з/у-10 (хранится в течение 1 года, затем передается в архив организации);

4. дневник учета работы врача-стоматолога — форма 039/у-10 (хранится в течение 1 года, затем передается в архив организации). 

Медицинский вестник, 21 ноября 2017

 

 Поделитесь