Главная Университет Университет в СМИ Я твой друг и ты мой друг…

Я твой друг и ты мой друг…

Подъем в шесть утра, толкучка в общественном транспорте, шеф недоволен работой… А тут еще и лучшая подруга обиделась на то, что не зашла к ней в гости. К счастью, мы, взрослые, достаточно быстро находим решение многим проблемам. Все-таки жизненный опыт сказывается. А что делать подростку лет 14-16? Скажете, какие могут быть у этих оболтусов проблемы? А ведь на самом деле проблемы существуют. И воспринимаются они — невыученный урок, конфликт с родителями и даже ссора с лучшим другом — куда более остро. Переходный возраст, эмоции… А дальше? Может, и пройдет все, как говорят, утрясется. Но, бывает, случается непоправимое…

Три студента-медика (4-й и 6-й курсы БГМУ) , проект «Минская смена: Лидер-2010», организованный отделом по делам молодежи Мингорисполкома и Академией управления при Президенте Республики Беларусь, и… такая сложная, неоднозначная тема — «Профилактикасуицидального поведения среди подростков». Не каждый специалист за нее возьмется. А тут — студенты. Кстати, вот их имена: Степан Трухан, Иван Петрашевич и Вадим Лагодский.

— А для нас все, что сложно, интересно, — говорил Степан корреспонденту «Вечернего Минска». — Ну, а если серьезно, то была задача решить проблему. Проштудировав литературу, посоветовавшись со специалистами, мы поняли, что единственно верное решение — это простая профилактика.

В чем она заключается?

— Если брать наш проект, то это будут профилактические беседы со школьниками 7-9-х классов, — продолжает мысль коллеги Иван Петрашевич. — Для того чтобы работать с ребятами 14-16 лет, нас, троих энтузиастов, безусловно, не хватит. Поэтому на базе педагогического университета (БГПУ имени Максима Танка) среди будущих психологов начнут формироваться группы. Студенты пройдут курс обучения на базе РНПЦ психического здоровья. Затем наших волонтеров (проектне предусматривает оплаты студентам. — Авт.) мы поделим на группы — по одной на школу. Пока что решили опробовать проект в школах Московского района.

— Беседы будут носить разовый характер?

— Ни в коем случае! — возражает Степан. — Группа студентов-волонтеров приходит в школу на три недели. Первая неделя — знакомство с ребятами, учителями и школьным психологом. Какие дети? Есть ли у кого-то из них проблемы? Может, кто-то из неблагополучной семьи? Или есть в классе изгои?

— Предположим, волонтер нашел ребят из группы риска. Что дальше?

— Сразу найти таких не-просто, — рассказывает Иван. 
— Наши психологи будут собирать небольшие группы школьников и проводить дружественные беседы. К примеру, подросток замыкается в себе, не отвечает на вопросы. Или отвечает, но после долгой паузы. А бывает, ребенок говорит что-то , а его сверстники смеются над ним… Подобные наблюдения говорят о многом. Есть ситуации, когда надо просто поговорить с ребенком, помочь ему найти выход. Причем во время таких встреч не будет постоянно звучать слово «суицид». Оно даже взрослого человека может навести на плохие мысли. Иногда волонтер, подойдя к школьнику, может сказать ему: «Знаешь, я не хочу тебе ничего навязывать. Просто если у тебя возникнут в жизни какие-то трудности, знай, что можно обратиться вот сюда». И у ребенка останется визитка с адресом и телефоном Центра дружественного отношения к подрост-кам(центры созданы в каждом районе. - Авт.).

— Конечно, есть у ребят в школах и штатные психологи, и учителя, и друзья, — продолжает Вадим. 
— Но поверьте, свою проблему подростку куда легче вылить на незнакомого человека. Что будет, если расскажешь учительнице о каких-то трудностях? Правильно, о них узнают родители. И информация пойдет гулять по школе. Рассказать другу? Но тот шепнет и остальным одноклассникам. С точки зрения психологии здесь происходит то же самое, что и у взрослого человека. Это как выговориться перед незнакомым попутчиком в поезде. К тому же студент третьего курса, сам недавно окончивший школу, сможет лучше понять подростка, чем взрослый специалист.

Ребята разъясняли мне, что их проект должен за-крыть нишу, пустующую до сих пор в подростковой психиатрии, — обеспечить связь между подростком и специалистом, который готов помочь на анонимных условиях. И если они спасут жизнь хотя бы одному ребенку, это уже будет хорошо. И кто знает, быть может, у кого-то из подростков через месяц-другой после того, как уйдут волонтеры, возникнет конфликт с родителями. Но он уже будет знать, куда обратиться за помощью.


P.S. За содействие в создании проекта студенты-медики благодарят всех организаторов «Минской смены», а также проректора БГМУ Владимира Александровича Манулика, ассистента кафедры медицинской психиатрии и наркологии БГМУ Татьяну Алыко и психолога СППС БГМУ Анастасию Гречуху. 

Ольга ЕРОХИНА
Вечерний Минск, 29 октября 2010

 

 Поделитесь