Главная Университет Университет в СМИ Культура врача

Культура врача

Надо ли врачу быть широко образованным, культурным человеком? Быть может, этот вопрос удивит или покажется несущественным. Действительно, если считать врача просто специалистом по лечению болезней, то, чтобы овладеть своей профессией, ему вполне достаточно знать различные заболевания, уметь их диагностировать и лечить — вот и все. Ведь от специалиста в другой области, например, от портного или столяра мы ожидаем только хорошей работы — ладно сшитого костюма или удобной красивой мебели. Нас не интересуют другие особенности личности ремесленника, к которому мы обратились — добрый он или злой, учтив или груб, читал Вольтера и Шиллера или нет. Главное — знает ли он свое дело. Но стоит поставить врача в один ряд с ремесленником, как появляется внутренний протест: врач — это нечто совершенно особое. В чем же уникальность нашей профессии?

Главное, чтобы халатик… сидел?
 
Зададим более простой вопрос: должен ли врач одеваться опрятно и скромно? Это вроде бы и подавно не имеет отношения к профессиональным знаниям и умению лечить, некоторые врачи даже бравируют своим затрапезным видом.

Для большинства людей медицина — это особая область знаний, имеющая отношение к здоровью, жизни и смерти, поэтому вызывает не только уважение, но и некоторый трепет. И если пациент видит, что врач одет неряшливо, то невольно заключает, что и к своему высокому призванию он относится без надлежащего почтения. Возможно, его профессиональные знания так же беспорядочны, как и его внешний вид, того и гляди, такой доктор перепутает лекарства или сделает ошибку в рецепте.

Медицина — наука трудная, требующая долгой учебы, усердия и прилежания. У настоящего врача просто нет времени долго заниматься собственной внешностью. Поэтому он одевается просто, скромно и опрятно.
 
Доктор, «фильтруй» слова и манеры
 
Язык развивается, изменяется. Одни слова стареют, рождаются новые. Однако иногда врачи на свой лад коверкают их. Вызывает недоумение, например, «облечивание больных», «находятся на излечении» (вместо — лечении), «гипнабельность», «диссертабельность», «проэпидемичивание населения» и т. д. Что касается неудачных фраз и неправильных оборотов речи, иной раз можно услышать такое, чего «нарочно не придумаешь»! Например: «будем разруливать клиническую ситуацию», «недокапали больного», «привезли недоноска», «пациента забрали по телефону», «позвали посмотреть живот», «влезть в живот», «случилась рвота» и т. д. Это касается и слов-паразитов — «так сказать», «как бы», «значит», «ну», «то есть», «скажем» и др.

Языковые стилистические, смысловые ошибки и погрешности, которые можно услышать в медицинской среде, в ряде случаев воспринимаются и усваиваются студентами и врачами без должной критики, вызывая неблагоприятное впечатление у пациентов. Язык — вербальный инструмент доктора, и надобно учиться легко и красиво владеть им.

У больного есть довольно четкое представление о том, каким должен быть хороший врач. Всякий раз, встречаясь с нами, он невольно сопоставляет то, что видит, со своими чаяниями. И если оказывается, что мы не соответствуем им, он занижает оценку нам, а то и вовсе разочаровывается, отказывает в доверии.

Чего же ожидает больной от нас, кроме самого лечения? До сих пор мы говорили о том, как он воспринимает наш внешний вид. Но более внимательно пациент изучает наше поведение. В первую очередь, он ищет те качества, которые, по его убеждению, обязательны для человека, избравшего профессию врача. Доброта, приветливость, сочувствие, терпимость, готовность помочь, внимательность, бескорыстие — вот чем, по его мнению, должен обладать любой врач. Все это больной может увидеть и почувствовать уже в первые минуты общения. И если он убеждается, что врач обладает такими качествами, то сразу проникается симпатией и доверием. Естественно, это облегчает врачебную работу.

Больной пытается угадать не только черты характера врача, но и меру его профессиональной пригодности! Казалось бы, это ему недоступно. Адекватно оценить знания врача могут только коллеги по профессии. Кстати, вот почему наши пациенты так уважают научные степени и звания — ведь они присуждаются специалистами, то есть людьми понимающими. Раз ему присвоили звание доцента или профессора, значит, этот врач действительно достойный...

Какие же особенности поведения позволяют больному оценить наше умение? Любого мастера своего дела сразу видно по спокойной, уверенной работе, без суеты и лишних движений. Присмотритесь, как опытный врач расспрашивает и обследует больного. Насколько целесообразны, последовательны и экономны его действия. Неудивительно, что больные часто сразу же выделяют опытного врача, и их оценка большей частью оказывается верной.

Но пациент ожидает от врача не только соответствующей внешности, особых положительных черт характера и профессиональных знаний. Для него важен еще один критерий, а именно: культурный уровень. Чтобы стать врачом, надо долго учиться. Такая учеба должна делать человека образованным, интеллигентным. Он вежлив, учтив, деликатен, от него не услышишь резкого слова. А если он груб, невнимателен, высокомерен, то чему же вообще он научился в своем университете? Нет, это плохой врач…
 
Прогресс без прошлого — ничто
 
Нередко врачей буквально завораживает нынешний прогресс в медицине. Им кажется, что прошлое со всеми его предрассудками осталось далеко позади. Теперь все по-другому и даже медицина стала совсем другой — доказательной. В ней безраздельно господствует строгий научный подход с двойным слепым методом и плацебо, ее выводы основаны на громадном количестве наблюдений во многих крупных клиниках. Это в старой медицине могли быть недостоверные результаты и ошибочные заключения…

Но если врач не ограничивает себя чтением новейших руководств, а познакомится хотя бы с некоторыми сочинениями наших великих предшественников — Гиппократа, Авиценны, Н. И. Пирогова, С. П. Боткина, Н. Ф. Филатова, Ф. Лежара, М. П. Кончаловского, Р. Лериша, Г. Мондора, И. В. Давыдовского, С. С. Юдина, Г. Селье, Д. С. Саркисова и других, то он убедится, что современная медицина — это лишь короткий этап в нескончаемом процессе познания. Он с изумлением увидит, что кое-что из того, что кажется ему последним словом науки, было уже известно задолго до его рождения. И если даже самые светлые умы прошлого иногда ошибались, несмотря на их поразительную наблюдательность и силу анализа, то, стало быть, и современная наука содержит в себе не только истины.

Понимание этого помогает врачу относиться с разумной осторожностью к каждому открытию, которое спешно объявляют эпохальным, или к очередному новейшему лекарству, которое только что расхваливали в последнем номере научного журнала. В глубине души мы сами чувствуем, как еще далека медицина от идеала, несмотря на грандиозный прогресс. Увы, многие наши диагностические исследования обременительны, болезненны и не всегда дают ясный ответ. Лекарства редко излечивают совсем, но зато могут вызывать нежелательные побочные явления, вернуть здоровье пациентам полностью нам удается лишь иногда. Подсознательно мы чувствуем, что знаем все-таки очень мало, а наша медицина по-прежнему несовершенна.

Врачевание является сплавом науки и искусства. Искусство заключается в умении применить наилучшим образом научные знания именно к данному больному, который сейчас просит вашей помощи. Науку можно изучить по учебникам. Но искусству врачевания, как и любому другому искусству, можно научиться, работая под руководством зрелого, опытного мастера. Еще лучше понаблюдать за работой мастеров экстра-класса. Не каждому молодому врачу выпадает счастье встретить таких наставников. Зато хорошие книги доступны всегда. Читая их, мы мысленно общаемся с великими умами прошлого, учимся у них. Как заметил Б. Паскаль, «невольно удивляешься и радуешься: рассчитывал на знакомство с автором, а познакомился с человеком».

Все начинающие художники тщательно изучают классические образцы, повторно копируют знаменитые картины для того, чтобы постигнуть тайны мастерства. Так и врач получает драгоценные уроки, видя, как его славные предшественники достигали замечательных результатов, имея в своем распоряжении лишь скудные средства своего времени.

Однако не только чтение классиков медицины благодетельно для врача. Не менее полезно и общее гуманитарное образование. Знакомство с такими великими умами, как Конфуций, Платон, Цицерон, Сенека, А. Данте, М. Монтень, У. Шекспир, Ф. Ларошфуко, И. Ф. Гете, Ф. М. Достоевский, Г. Ибсен, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и многими другими, чтение Библии — все это помогает понять человеческую психологию, учит любви к людям, состраданию и терпимости. Именно о таком враче Гиппократ сказал: «Врач-философ подобен Богу».

Юрий АБАЕВ, профессор кафедры детской хирургии БГМУ, доктор мед. наук
Медицинский вестник, 25 июля 2008

 

 Поделитесь