Главная Университет Университет в СМИ Малыш «на замке»

Малыш «на замке»

  Сыну полтора года. На улице «замыкается», боится людей, даже детей. Когда кто-то подходит к нему, прячется за меня и плачет. Дома все нормально: играет, разговаривает, но только с домашними. С гостями на контакт не идет. Что делать? Стрессов у ребенка не было. Наталья С., Брестская обл.

Заочные консультации не могут быть достаточно объективными. Безусловно, для оценки психического состояния малыша и видения полной картины необходим личный контакт специалиста с родителями и ребенком.

Могу высказать следующие предположения. Полтора года — это возраст, когда ребенок еще не заинтересован в общении со сверстниками. Мотивация у таких маленьких детей достаточно низкая. Они не желают делиться игрушками; у них нет навыков коллективной игры.

Замкнутость может быть характерологической особенностью малыша, тем более, если есть сходство в характере с застенчивым, недостаточно общительным родителем или другим близким родственником (бабушкой, дедушкой). В таком случае нет особых причин для беспокойства.

А рекомендации состоят в том, что следует постепенно, но методично и настойчиво расширять круг общения сына. Начать нужно с себя, приглашать в гости друзей и знакомых, практиковать выезды на природу, походы в парк, цирк.

Не делать акцент на «странном поведении» мальчика и ни в коем случае не принуждать к общению с малознакомыми ему людьми. На первых порах пусть будет вольным наблюдателем за тем, как это делают его близкие. Уровень страха и недоверия к чужим людям снизится, и дитя решится на участие в игре или разговоре. 

Под описание «замкнутого» поведения подходят такие психические нарушения: элективный мутизм, социальное тревожное расстройство детского возраста, аутистического спектра.

Элективный мутизм проявляется тем, что дети активно общаются со своими близкими и хорошо знакомыми людьми, но прекращают речевой контакт с малознакомыми или в ситуациях дискомфорта.

Социальное тревожное расстройство детского возраста по описательным признакам полностью соответствует письменному портрету ребенка. Обусловлено, как правило, излишней опекой и высоким уровнем беспокойства родителей. Максимум проблем возникает в возрасте, когда малыш начинает посещать детское дошкольное учреждение.

Расстройства аутистического спектра в нарушениях социального взаимодействия. Новая обстановка, люди, игрушки могут казаться пугающими, потому что меняют привычный для ребенка мир. Дети привыкают жить по определенным правилам. Способна травмировать даже смена маршрута в детский сад. Помимо странностей в поведении, есть и другие проявления: отсутствие ролевой игры, задержки развития интеллекта и речи, стереотипные действия (бег по кругу, потряхивание руками и т.п.), частые повторения одних и тех же слов. Это не совсем подходит под описание поведения сына автора письма.

Обращение к (детским психиатрам, психотерапевтам, психологам) даст возможность определить причины «замкнутого» поведения и получить профессиональные рекомендации по режимным и лечебным вопросам. Тем более, что три последние описания психических нарушений требуют психокоррекционных мероприятий и назначения медикаментозного лечения.

Инна РЕВЯКО
Инна ПЯТНИЦКАЯ, главный внештатный детский психиатр Минздрава, ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ
Медицинский вестник, 5 марта 2009

 

 Поделитесь