Главная Университет Университет в СМИ Образование и кадры: инвестиции в будущее

Образование и кадры: инвестиции в будущее

Фото носит иллюстративный характер. Из архива «МВ». 

Фото носит иллюстративный характер. Из архива «МВ».


Республиканская научно-практическая конференция «Адаптация и профессиональное развитие молодых специалистов в организациях здравоохранения Республики Беларусь» прошла в БГМУ.
Ольга Маршалко, начальник управления кадровой 
политики, учреждений образования Минздрава

Будущее любой страны определяет молодежь — ее главный стратегический и кадровый ресурс. Именно поэтому в нашей республике молодежная политика — один из государственных приоритетов.

Молодежь обладает огромным творческим, созидательным потенциалом, и ей необходимо оказывать всемерную социальную поддержку. Несмотря на широкую пропаганду здорового образа жизни, активную работу учреждений образования и социального обслуживания, остается актуальной проблема социальной адаптации молодежи. Именно поэтому впервые проводим данную конференцию. Здесь собрались специалисты, курирующие работу врачей-интернов, врачи-специалисты (наставники), врачи, имеющие статус молодого специалиста, интерны, студенты шестых курсов.

Основная цель мероприятия — плодотворный обмен опытом в области наставничества и других методов работы с врачами-интернами и молодыми специалистами, определение роли наставников в их профессиональном становлении и личностном развитии, использование и внедрение успешных, в том числе с учетом мирового опыта, практик поддержки молодых врачей, развитие системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Беларуси.

Минздрав уверен, что сегодняшний и особенно завтрашний кадровый потенциал нашей страны позволит отрасли динамически развиваться. Мы всесторонне будем способствовать формированию творческих способностей молодых людей, повышать качество и конкурентоспособность образования в вузах, предоставлять молодежи широкие возможности для личностной и профессиональной самореализации, в том числе карьерного роста.

Аспекты учебно-методического обеспечения прохождения интернатуры в своем выступлении осветила проректор по лечебной работе БГМУ Светлана Шилова. Среди инновационных подходов в освоении практических навыков отметила оснащение вузов симуляторами и тренажерами экспертного класса, позволяющими в полной мере осваивать программы ухода за больными и выполнять алгоритмы оказания медпомощи как на догоспитальном, так и на клиническом этапе лечения больных; осуществление компьютерного моделирования клинических ситуаций, их разбор и контроль.

Этапы обучения: теоретическая подготовка (специально разработанный курс по каждому разделу медицины для дальнейшей работы на тренажерах); этап компьютерной имитации (изучение на тренажерах определенных модулей интерактивной учебной программы, например сердечно-легочная реанимация, иммобилизация и транспортировка, гинекологические и акушерские манипуляции и др.); отработка практических навыков в условиях, максимально приближенных к реальным.

Ежегодно издается приказ ректора университета «О методическом обеспечении интернатуры» — назначаются ответственные за интернатуру из числа профессорско-преподавательского состава профильной кафедры университета. Они осуществляют контроль врачей-интернов, провизоров-интернов с выездом на базу не менее двух раз за время прохождения интернатуры. 

О результатах составляется отчет, в котором отражаются этапы выполнения программы интернатуры, индивидуального плана врача-интерна, провизора-интерна, подготовки будущей научно-исследовательской работы, трудовой дисциплины и др. 

На сайте университета размещены учебные материалы, электронные пособия, видеоматериалы. В настоящее время в вузе активно внедряется дистанционный тестовый контроль знаний врачей-интернов, провизоров-интернов в рамках текущего контроля знаний. Полученные результаты учитываются квалификационной комиссией по приему экзамена по специальности интернатуры при решении вопроса о присвоении квалификации будущему врачу-специалисту, провизору.

О повышении квалификации молодых специалистов на кафедрах БелМАПО рассказали начальник учебно-организационного отдела Ольга Морозова и начальник учебно-методического отдела Елена Писарик. 

В 2016 году 1 577 молодых специалистов прошли повышение квалификации на кафедрах БелМАПО. Основная цель — удовлетворение образовательных потребностей врачей-специалистов, ориентированных на приобретение компетенций, совершенствование уровня профессиональной подготовки. Процесс повышения квалификации характеризуется сжатым сроком обучения (от недели до месяца). Содержание учебных программ в БелМАПО обусловлено конкретной сферой практической деятельности врача, основано на квалификационных требованиях к врачам по определенной специальности и новейших достижениях меднауки и практики. Обучение осуществляется в малых группах и имеет практическую направленность (до 80% учебного времени отводится на практическую подготовку). Используются активные формы обучения (тематические дискуссии, круглые столы), которые дают возможность обмена опытом среди слушателей, способствуют обеспечению тесной связи теории и практики.

Дистанционное образование является инновацией в медотрасли и реализуется в форме телеконсультаций, вебинаров с использованием средств интернет-технологий. В БелМАПО разрабатываются образовательные модули по проблемным вопросам медпрактики. На сайте академии размещено более 60 модулей для самоподготовки врачей-специалистов в дистанционной форме. Предусмотрена возможность самостоятельной оценки полученных знаний методом тестирования по каждому учебному модулю. Количество молодых специалистов, изучавших образовательные модули в дистанционном режиме, составило в 2016 году 1,8% от общего количества врачей-специалистов.

Внедрение инновационных методов в образовательный процесс посредством симуляционного обучения призвано обеспечить отработку практических навыков в конкретных клинических ситуациях. Использование тренажеров и виртуальных симуляторов позволяет достоверно моделировать ситуации профессиональной деятельности медработников. 

Дистанционное обучение в подготовке врачей-интернов ВГМУ стало темой выступления заведующего клинической ординатурой и интернатурой Владимира Сиротко. Формирование основ профессиональной компетенции врача-интерна должно осуществляться в информационной среде, сочетающей комплексный непрерывный контроль со стороны вуза и наставничество в условиях, максимально приближенных к будущей специальности, со стороны учреждения здравоохранения.

Методикой дистанционного обучения предусмотрено внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в процесс подготовки врача-интерна. Основные особенности: доступность — нужен лишь доступ к интернету; параллельность — возможность обучаться на достаточном удалении от вуза; технологичность — возможность внедрения в учебный процесс инновационных интернет-технологий; креативность — переход от репродуктивной модели к творческой. 

Наиболее оптимальной системой управления обучением в ВГМУ признана LMS Moodle. После регистрации становятся доступными основные и дополнительные ресурсы учебных дисциплин (основные ресурсы методически интегрированы с учебной программой системой пошаговых инструкций). 

Основу учебного контента составляют пособия, презентации лекций, видеофильмы, графические материалы, глоссарии, клинические протоколы, а также база данных нормативных документов, стандартов, справочников, ссылок на интернет-ресурсы. Важной составляющей методики дистанционного обучения интернов является контроль знаний: текущий, промежуточный и итоговый. 

Среди пользователей системы дистанционного обучения ВГМУ врачей-интернов — 622, провизоров-интернов — 556. На 15 клинических кафедрах ВГМУ разработаны курсы дистанционного обучения для врачей-интернов по 22 специальностям интернатуры, для провизоров-интернов — на 4 кафедрах фармацевтического факультета. 

Роли научных студенческих обществ в профессиональной ориентации и подготовке врача посвящен доклад заведующей кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсом медреабилитации ГГМУ Натальи Усовой.

Специалист подробно рассказала о принципах, целях, формах, особенностях научно-исследовательской работы студентов, среди республиканских мероприятий отметила конференции для студентов и аспирантов. На республиканский конкурс научных студенческих работ от медицинских вузов подано в 2015 году — 468, в 2016-м — 533. Бесспорный лидер — БГМУ (в 2015-м — 269 работ, в 2016-м — 344). 

Система мониторинга следующая: отчетность вузов о научно-исследовательской работе студентов, информационные ресурсы республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений, банк данных лучших разработок студентов, информационная мониторинговая система учета и анализа подготовки научных работников высшей квалификации, отраслевой банк данных молодых ученых вузов системы Министерства образования. 

Опытом организации работы с врачами-интернами и молодыми специалистами   в Могилевской областной детской больнице поделилась заместитель главного врача по медчасти Ирина Малёваная. 

Тему наставничества и роль других методов работы с врачами-интернами и молодыми специалистами в их профессиональном становлении и личностном развитии затронула главный врач Бобруйской городской поликлиники № 3 Наталия Кизимова.  

Про профессиональную адаптацию молодых специалистов, возможности среднего медобразования говорила главный врач Гомельского областного клинического кожно-венерологического диспансера Екатерина Рублевская. 

Актуальные вопросы

В рамках запланированной программы состоялся пресс-час в формате дискуссии: участники конференции задали вопросы представителям Минздрава, профсоюзов, учреждений образования. 

О трудоустройстве

Планируется разрешить интернам трудоустраиваться в качестве среднего медперсонала.

Начальник управления кадровой политики, учреждений образования Минздрава Ольга Маршалко пояснила, что сегодня такая возможность существует для студентов-старшекурсников. В отношении врачей-интернов и провизоров-интернов эти вопросы законодательно пока не урегулированы. Минздрав пересматривает систему допуска к меддеятельности студентов медвузов. 

Студенту, который хочет пойти работать после третьего курса, сейчас необходимо сдать экзамен по практическим навыкам. Условия аттестации изменятся: планируется ввести объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), который позволит оценить теоретическую подготовку и практические навыки. Выданный документ обеспечит допуск обучающегося к участию в оказании медпомощи пациентам. Предполагается, что будет также учитываться время прохождения интернатуры, то есть интерн сможет устроиться на должность медицинского работника со средним специальным медобразованием.

Подготовлен новый проект постановления Минздрава «Об утверждении Инструкции о порядке организации прохождения интернатуры и (или) проведения квалификационного экзамена». В нем, в частности, конкретизированы сроки и порядок прохождения интернатуры, определены критерии к базам и руководителям, условия и правила изменения специальности и (или) базы интернатуры. Документ упорядочит сложившуюся систему прохождения интернатуры в организациях здравоохранения и будет способствовать дальнейшему закреплению в государственных организациях здравоохранения врачей-специалистов и провизоров-специалистов.

Что касается подготовки в вузе, изменения коснутся содержания образовательной программы. Речь о том, чтобы студенты медвузов уже с первого курса отрабатывали практические навыки. На последующих курсах они будут совершенствовать приобретенные навыки в ходе прохождения учебной или производственной практики. 

Об отсрочке от армии  

Планируется предоставление отсрочки от службы в армии при прохождении интернатуры. По словам Ольги Маршалко, Минздрав ходатайствовал перед Минобороны об отсрочке для врачей-интернов, провизоров-интернов ввиду специфики подготовки специалистов-медиков. Минобороны согласовало решение о внесении изменений в законодательную базу.

В настоящее время выпускнику медвуза при прохождении интернатуры отсрочка от призыва на срочную военную службу и в резерве Законом «О воинской обязанности и воинской службе» не положена. После внесения изменений в законодательство врачи-интерны, провизоры-интерны не будут призываться, пока не закончат подготовку в интернатуре и не сдадут экзамен.

О непрерывности образования

Минздрав планирует создание на базе БелМАПО электронного портала непрерывного медицинского образования. Ольга Маршалко рассказала, что с помощью портала медработники будут самостоятельно формировать и в дальнейшем осваивать индивидуальный план последипломной профподготовки по соответствующей специальности. Информационная поддержка будет осуществляться из личного кабинета. После регистрации на сайте медработник получит доступ к перечню программ и образовательных мероприятий.

Предполагается, что ресурс поможет при прохождении аттестации — на нем будет аккумулироваться вся информация о профессиональной деятельности медработника. Это позволит оформить профессиональное портфолио, что предоставит возможность продемонстрировать свой образовательный уровень, увидеть резервы, определить направления профессионального совершенствования. Ожидается, что портал простимулирует медработников повышать профподготовку на постоянной основе. Более того, ресурс поможет и в деле трудоустройства — даст возможность презентовать себя и быть конкурентным на рынке медуслуг.

В настоящее время пройти повышение квалификации медики могут не только в БелМАПО, но в 4 вузах страны. 

Повышением квалификации занимаются также 11 республиканских научно-практических центров и Республиканская клиническая стомполиклиника. 

Таким образом, в стране создана широкая сеть учреждений образования и учреждений здравоохранения, осуществляющих повышение квалификации медработников. Это позволяет каждому специалисту определиться с направлением, кафедрой, курсом, усовершенствовать свои знания и навыки.

В 2017 году впервые разработан единый план повышения квалификации и переподготовки, он размещен на сайте БелМАПО. По словам Ольги Владимировны, план достаточно гибкий: если в каком-либо регионе появляется потребность в каких-то курсах, в него оперативно вносятся изменения.

Ольга Алиновская
Медицинский вестник, 29 мая 2017

 

 Поделитесь