Главная Студент Кафедры Общей гигиены Учебно-методическая работа

Учебно-методическая работа

Преподаются:

  • общая гигиена (2-3 курс)
  • гигиена питания (5-6 курс)
  • Фармацевтическая гигиена (2 курс)
  • Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность (5 курс)
  • Элективный курс – Нутрициология: метаболическая профилактика

Обучение студентов на кафедре общей гигиены проходит по двум дисциплинам (в соответствии с утвержденным учебным планом и учебной программой).

Список учебно-методических пособий изданных на кафедре (pdf)

Предусмотрены следующие формы занятий:

  • лекции,
  • практические занятия,
  • лабораторные занятия,
  • самостоятельная работа,
  • производственная практика
  • научно-исследовательская работа.

Практические занятия

Лекции и лабораторные занятия, проводимые на кафедре, несут не только информационную нагрузку, но и выполняют мотивационную и воспитательную функции: способствуют формированию познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста; развивают интерес к профилактическим дисциплинам и, в частности - общей гигиене и гигиене питания, содействуют активизации мышления студентов.

При проведении лекций и лабораторных занятий преподаватель кафедры старается акцентировать внимание аудитории на основных положениях и выводах; рационально сочетать методические приемы традиционной педагогики и новых методов обучения; использовать приемы закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции и занятия); использовать приемы поддержания внимания и   снятия  усталости студентов на лекции; обязательно согласовывается материал, сообщаемый на лекции, с содержанием практических и лабораторных занятий.

Для обеспечения преемственности в преподавании дисциплин, вопросы, рассматриваемые в учебном процессе на общей гигиене, согласовываются со смежными кафедрами (например, по теме «Гигиеническое нормирование» - с кафедрой гигиены труды, по теме «Гигиеническая оценка почвы», «Окружающая среда» - с кафедрой радиационной медицины и экологии), что позволяет приблизить дисциплины к задачам специальной подготовки и избежать дублирования учебного материала.

Учебно-демонстрационные фильмы:

  • «Формирование здорового образа жизни. Влияние употребление алкоголя, табака, наркотических веществ на здоровье человека»,
  • «Современные проблемы питания»,
  • «Гигиеническая характеристика, физические и химические свойства средств для мытья посуды и продуктов бытовой химии с точки зрения влияния на здоровье»,
  • «Избыточное потребление жиров и последствия. Меры профилактики»,
  • «Пища как фактор окружающей среды.Влияние питания на здоровье населения»,
  • «Пищевая и биологическая ценность молока и молочных продуктов»,
  • «Погода и климат, особенности и определение. Понятие о климатообразующих факторах»,
  • «Круговорот воды в природе, его гигиеническая характеристика»,
  • «Влияние уровня благоустройства и санитарного состояния жилища на здоровье населения».

Учебный процесс

«Компьютерное тестирование в БГМУ»

Разработанные тесты предназначены для оценки знаний студентов 2, 3 курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов, курсантов 2 курса военно-медицинского факультета по дисциплине «Общая гигиена» (645 тестовых заданий), а также для студентов 5, 6 курсов медико-профилактического факультета по дисциплине «Гигиена питания» (325 тестовых заданий). Также подготовлено 1000 тестовых заданий по дисциплине «Гигиена питания» для проведения аккредитации БГМУ.

Для самоконтроля знаний студентов всех факультетов по дисциплине «Общая гигиена» подготовлен 21 тест с общим количеством 426 тестовых заданий. По дисциплине «Гигиена питания» подготовлено 6 тестов с общим количеством 189 тестовых заданий. Разработанные тесты включены в сборник тестов для самоконтроля знаний студентов, опубликованный в БГМУ на компакт-диске.

Для аттестации знаний студентов младших курсов по итогам семестра по дисциплине «Общая гигиена» разработано 5 тестов с общим количеством более 575 тестовых заданий. По дисциплине «Гигиена питания» для студентов 5, 6 курсов медико-профилактического подготовлено 3 контрольных теста, насчитывающих 325 тестовых заданий. На кафедре разработаны тестовые задания для аттестации студентов по итогам прохождения лаборантской практики.

Для облегчения работы студентов по предмету на кафедре используются подготовленные преподавателями кафедры учебно-методические рекомендации и пособия, содержащие подробную информацию об объеме и содержании работы на каждом лабораторном занятии и при домашней подготовке, информационные таблицы, перечни рекомендуемой литературы и другая информация по предмету. Весь учебно-методический материал доступен студентам в течение учебного года и при подготовке к экзаменам, кроме того, информация студентам предоставлялась в электронном виде и была помещена на сайте кафедры общей гигиены.

Проведение практического занятия на кафедре

Приоритетными направлениями совершенствования учебного процесса на кафедре являются следующие:

  • совершенствование учебных программ и тематических планов, внесение в них изменений и дополнений, обусловленных современными достижениями гигиенической науки и организации профилактической работы;
  • разработка новых рабочих программ, лекций, методических рекомендаций и учебно-методических пособий к практическим и лабораторным занятиям в соответствии с требованиями государственных общеобразовательных стандартов и квалификационных характеристик специалистов;
  • внедрение прогрессивных форм и методов обучения;
  • разработка электронных учебно-методических комплексов дисциплин;
  • углубление взаимодействия кафедры с гигиеническими, теоретическими и клиническими кафедрами в целях улучшения качества теоретической и практической подготовки студентов и курсантов.
  • планирование и организация учебного процесса осуществляются на основании Образовательных стандартов, учебных планов, учебных программ, расписания занятий и других документов, регламентирующих учебный процесс.

На кафедре общей гигиены разработаны новые учебно-методические документы.

Типовые программы:

  • типовая учебная программа по дисциплине «Общая гигиена» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело;
  • типовая учебная программа  по дисциплине «Общая гигиена» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» (специализация 1-79 01 01 01 Военно-медицинское дело);
  • типовая программа по дисциплине «Общая гигиена и военная гигиена» для учреждений высшего образования по специальностям 1-79 01 01  «Лечебное дело», 1-79 01 02 «Педиатрия»;
  • типовая программа «Общая гигиена; специальность 1-79 01 07 Стоматология».

Учебные программы

  • Типовая учебная программа по дисциплине «Общая гигиена» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело.
  • Учебная программа учреждения высшего образования по общей гигиене для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» (специализация 1-79 01 01 01 Военно-медицинское дело).
  • Учебная программа учреждения высшего образования по общей гигиене и военной гигиене для  специальности 11-79 01 01 Лечебное дело; 11-79 01 02 Педиатрия.
  • Учебная программа учреждения высшего образования по общей гигиене для специальности 1-79 01 07 Стоматология.
  • Учебная программа учреждения высшего образования по общей гигиене  специальности 11-79 01 01 Лечебное дело (для студентов МФИУ, обучающихся на английском языке).
  • Учебная программа учреждения высшего образования по общей гигиене для специальности 1-79 01 07 Стоматология (для студентов МФИУ, обучающихся на английском языке).

Электронный учебно-методические комплексы

  • по дисциплине «Общая гигиена» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело», 1-79 01 02 «Педиатрия»;
  • по дисциплине «Общая гигиена» для учреждений высшего образования для специализации 1-79 01 01 01 «Военно-медицинское  дело»,
  • по дисциплине «Общая гигиена» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело.
  • по дисциплине «Общая гигиена» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 07 «Стоматология»,
  • по дисциплине «Гигиена питания» для учреждений высшего образования для субординатуры по гигиене по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»;
  • по дисциплине «Гигиена питания» для учреждений высшего образования для субординатуры по эпидемиологии по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело».
  • по дисциплине «Фармацевтическая гигиена» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 08 Фармация;
  • по дисциплине «Фармацевтическая гигиена» для учреждений высшего образования по специальности 1-79 01 08 Фармация (заочная форма обучения);
  • по дисциплине «General Hygiene» («Общая гигиена») для англоязычных студентов МФИУ, обучающихся по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»;
  • по дисциплине «General Hygiene» («Общая гигиена») для англоязычных студентов МФИУ, обучающихся по специальности 1-79 01 07 «Стоматология».

В соответствии с утвержденным планом на кафедре общей гигиены разработаны и постоянно обновляются учебно-методические и электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам «Общая гигиена» (предназначенного для студентов медицинского факультета иностранных учащихся, обучающихся на английском языке по специальностям «Лечебное дело», «Стоматология»), «Фармацевтическая гигиена» (предназначенного для студентов фармацевтического факультета).

На кафедре общей гигиены проводится разработка новых тестовых заданий по учебным дисциплинам «Общая гигиена», «Фармацевтическая гигиена», предназначенных для студентов лечебного, педиатрического, военно-медицинского, фармацевтического факультетов, а также для студентов медицинского факультета иностранных учащихся и врачей-интернов.

Группа студентов МПФ на станции очистки питьевой воды

В 2019 году разработаны и утверждены:

  1. Программа производственной практики «Врачебная медико-профилактическая» для специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» профиля субординатуры «Гигиена и эпидемиология».
  2.  Программа производственной практики «Врачебная медико-профилактическая» для специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» профиля субординатуры «Лабораторные исследования».
  3. Нутрициология: метаболическая профилактика. Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности 1-79 80 18 «Медико-профилактическое дело». Профилизация «Гигиена»
  4. Оценка риска и контроль критических точек на основе системы НАССР при производстве пищевой продукции. Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности 1-79 80 18 «Медико-профилактическое дело».
  5. Pharmaceutical hygiene. Curriculum  of  higher educational institution in the educational discipline for the specialty: 1-79 01 08 «Pharmacology».
  6.  Электронный учебно-методический комплекс «Врачебная производственная медико-профилактическая практика» (субординатура - лабораторные исследования). Врачебная производственная медико-профилактическая практика  1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело».
  7. Электронный учебно-методический комплекс Pharmacy hygiene. Фармацевтическая гигиена. Фармацевтическая гигиена 1-79 01 08 «Фармация».
  8. Электронный учебно-методический комплекс «Гигиена питания» (субординатура гигиена и эпидемиология). Гигиена питания 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело».
  9. Электронный учебно-методический комплекс «Лабораторные исследования в гигиене питания» (субординатура лабораторные исследования). Лабораторные исследования в гигиене питания 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»

 

 Поделитесь