Двухэтапный симуляционный лапароскопический тренинг впервые в Белгосмедуниверситете
Методика двухэтапного симуляционного тренинга по лапароскопической гинекологии впервые была внедрена в этом году в обучение медицинских работников.
С 2021 года в рамках Меморандума о взаимопонимании между Белорусским государственным медицинским университетом и страновым офисом Фонда ООН в области народонаселения в нашем вузе реализуется образовательная программа повышения квалификации «Виртуальная консультация по контрацепции». Она направлена на профессиональное совершенствование знаний врачей-акушеров-гинекологов, врачей общей практики, врачей-терапевтов, других врачей-специалистов, преподавателей учреждений образования системы здравоохранения о современных рекомендациях по выбору наиболее оптимального метода контрацепции, основанного на потребностях пациента, особенностях консультирования различных групп пациентов по вопросам планирования семьи, а также на расширение практических навыков по обеспечению безопасности и управлению рисками при использовании различных методов контрацепции.
На протяжении предыдущих лет обучение слушателей по программе, помимо очных учебных занятий, проводилось с использованием информационно-коммуникационных технологий обучения на электронной платформе «Виртуальная консультация по контрацепции». В этом году учебная программа была значительно переработана: в процесс обучения включены практические занятия на симуляционном оборудовании, которые проводились в Республиканском центре профессиональной аттестации и симуляционного обучения медицинских, фармацевтических работников университета (РЦПАиСО). Они проходили при активном участии преподавателей кафедры общей врачебной практики с курсом гериатрии и паллиативной медицины, кафедры акушерства и гинекологии.
В процессе обучения слушатели осваивали на симуляционном оборудовании навыки в соответствии со стандартами проведения процедур при гинекологическом обследовании пациенток перед назначением методов контрацепции (включая дополнительные инструментальные методы исследования в гинекологии, введения и извлечения внутриматочных средств для контрацепции), в парах отрабатывали методику консультирования по применению барьерных методов контрацепции с демонстрацией основных моментов на фантомах и манекенах. Слушатели с большим интересом и воодушевлением работали на симуляторах и фантомах, совместно с преподавателями обсуждали алгоритмы действий в соответствии с чек-листами, оттачивали порядок действий в целях минимизации рисков для пациенток.
Наибольший интерес и отклик у врачей вызвал двухэтапный лапароскопический тренинг выполнения женской стерилизации. Специалистами РЦПАиСО совместно с преподавателями при подготовке к нему воссозданы реалистичные условия лапароскопической операционной.
Первый этап тренинга проводился в модуле «Виртуальный операционный зал», где слушатели на тренажере лапароскопии с имитацией внутренних органов проводили диагностический этап лапароскопического вмешательства. Все было максимально приближено к реальным условиям! Сначала слушатели в соответствии с ролями хирурга и его ассистента по-настоящему производили хирургическую обработку рук, с соблюдением требований асептики и антисептики надевали хирургическую одежду и перчатки, обрабатывали и подготавливали операционное поле для вмешательства.
С использованием настоящего лапароскопического оборудования и инструментов слушатели производили осмотр брюшной полости пациентки: задачей этапа было визуализировать органы малого таза и произвести захват маточных труб для последующего их клеммирования.
После успешного выполнения задач первого этапа хирург с ассистентом переходили в модуль «Виртуальная лапароскопия», где на симуляторе для обучения эндоскопической хирургии «Виртуальный симулятор лапароскопии с системой тактильной обратной связи с учебными модулями по хирургии и гинекологии» заканчивали хирургическое вмешательство: производили стерилизацию путем клеммирования маточных труб по одноименному сценарию.
Все обучаемые прошли тренинг в парах, при этом каждый попробовал себя как в роли хирурга, так и ассистента (роли в парах менялись как на первом, так и на втором этапах). После завершения тренинга проведен групповой дебрифинг с обсуждением результатов.
Что сказали врачи по итогам обучения? (Эх, жаль мы не записали звуковую дорожку…) «Супер!», «Это высший класс!», «Так нас никогда раньше не учили!», «Это просто другая реальность!» – эмоции были сверхположительными.
Что порекомендовали преподавателям:
«Больше симуляционных занятий», «Больше времени на тренинг, чтобы можно было повторить несколько раз», «Добавить часы занятий в симуляционном центре и увеличить продолжительность обучения».Следует констатировать, что первым такой тренинг был не только для слушателей, но и для преподавателей кафедр и специалистов РЦПАиСО, в процессе его проведения отмечены «слепые» моменты, оценена адекватность оснащения оборудованием и расходными материалами, оценена работоспособность экспозиции модели тренинга.
Видеть пути совершенствования технологий обучения и продвигать реалистичность в симуляции – наша цель, и мы продолжим ей следовать.
Оксана Теслова, начальник симуляционно-аттестационного центра высшего образования, Наталья Мирончик, начальник Республиканского центра профессиональной аттестации и симуляционного обучения медицинских, фармацевтических работников, специалисты РЦПАиСО, фотографии тренинга предоставлены авторами