Когда память об учителях жива в сердцах учеников, не прерывается связь поколений
Память. Сейчас понятие памяти достаточно относительное. В настоящее время многое воспринимается как должное, как будто то, что мы имеем, было всегда таким, каким мы видим его в данный момент. Но с чего все начиналось, а главное, с кого, и чего стоило людям, которые всю свою жизнь строили уже наше настоящее?
Благодарность. Каждый из нас будет помнить учителей и коллег, которые вкладывали в нас свои силы, одаривали терпением и безвозмездно передавали собственные навыки и накопленный опыт нам.
Традиции. На кафедре детской хирургии Белорусского государственного медицинского университета есть многолетняя традиция почитания памяти учителей. Ежегодно в начале учебного года преподаватели вспоминают своих предшественников и наставников, коллег, посещая места захоронений бывших сотрудников кафедры и Центра детской хирургии, людей, вложивших всю душу в развитие нашей отрасли медицины. И наступивший учебный год не стал исключением: сотрудники кафедры почтили память этих выдающихся людей, привели в порядок места их захоронения, тем самым выразив огромную благодарность за беззаветную преданность профессии, за долгие годы совместной работы.
Учитывая, что текущий год отмечен знаковой датой – 80-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, память о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны навсегда в наших сердцах. Среди сотрудников кафедры детской хирургии – участники войны. Это профессор Олег Северьянович Мишарев, основатель и первый заведующий кафедрой детской хирургии Минского государственного медицинского института, одновременно руководитель Республиканского центра детской хирургии. После окончания средней школы в 1940 году он был призван в Красную армию, служил в пограничных войсках. Во время Великой Отечественной в 1941–1943 годах был младшим командиром отделения. Получил тяжелое ранение. Награжден боевым орденом и медалями.
Василий Данилович Лапицкий, доцент кафедры детской хирургии, также фронтовик: с июня 1944-го по май 1945 года участвовал в боях на 2-м Белорусском фронте, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, шестью медалями.
Поэтому особую актуальность приобретают изучение истории Великой Отечественной войны, формирование у студентов уважения к культурно-историческому наследию своего народа. Кроме профессиональной подготовки, мы видим собственную педагогическую деятельность основой для формирования патриотического сознания и сохранения исторической памяти. Патриотическое воспитание – одно из ключевых направлений работы с молодежью. Изучая прошлое, историю, мы учимся понимать и оценивать современную ситуацию в обществе, в стране и за ее пределами. Прежде всего у себя и, несомненно, у обучающихся важно сформировать уважение к культурно-историческому наследию народа. Это позволит акцентировать внимание на воспитании патриотизма и активной гражданской позиции студенческой молодежи. Для Беларуси патриотизм становится важнейшим фактором обеспечения независимости и самобытности, процветания государства.
Наши учителя, создававшие отечественную детскую хирургию, построили сегодняшний день кафедры и РНПЦ детской хирургии. В своих исследованиях мы всегда опираемся на предшественников, благодаря им мы сможем продвинуться дальше. Когда память об учителях жива в сердцах учеников, не прерывается связь поколений. Развитие возможно только на основании прочного фундамента памяти. Мы помним, и мы благодарны. «Учителя не умирают. Их души продолжают жить!»
Юлия Новосельцева, преподаватель-стажер кафедры детской хирургии БГМУ, фотографии из архива кафедры