Преподавание курса «философия» на английском языке иностранным студентам в БГМУ: опыт и проблемы
Вашко. О.А.
В статье автор освещает актуальные проблемы преподавания курса философии на английском языке, делится практическим опытом. Выявлены проблемы в процессе работы на английском языке с иностранными студентами, сложности самого преподавания философии на английском языке, предложены два варианта решения проблем, а также перечислены эффективные средства повышения заинтересованности у англоязычных иностранных студентов к курсу «Философия».
Язык и идеология: проблема взаимодействия
В.В. Бурсевич
Феномен идеологии оказывается в центре пристального внимания со стороны исследователей различных направлений уже достаточно длительное время, с каждым разом открывая множество самых неожиданных аспектов.
Методология исследования идеологии в школе «автоматического анализа дискурса» М. Пешё
Бурсевич В.В.
В статье анализируется методология исследования идеологии, предложенная французской школой «автоматического анализа дискурса». Автор демонстрирует глубинную связь идей сторонников М. Пешё с идеями об идеологической интерпелляции субъекта Л. Альтюссера.
Биомедицинская этика в контексте медикализации современного общества
В.В. Бурсевич
В данной статье делается попытка рассмотреть основные факторы, повышающие роль этики в обучении и профессиональной деятельности врача, особый акцент делается на оценке этических последствий такого явления, как медикализация, а также анализируются проблемы укоренения биомедицинских ценностей в моральном сознании белорусского врача.
Philosophy in Belarusian system of education: empty content of rigid structure
Bursevich Viktoryia
Today universities are the places, where scientific issues are formulated, the main forms, norms and values of scientific community are developed, that is, where epistemological paradigms are maintained.
Франкфуртская школа о механизмах идеологического манипулирования в обществе потребления
В. В. Бурсевич
Дискуссия о подавлении творческих способностей личности в современном социуме была начата еще в середине ХХ века франкфуртскими представителями «западного» марксизма.
«Новая Газета» как печатный орган белорусских эмигрантов в Аргентине
С.В. Шабельцев
Белорусские эмигранты из ІІ Речи Посполитой во вт. пол. 1930-х годов создали в Аргентине свои национальные общества и такие печатные органы как «Белорусский иллюстрированный календарь» («БИК») и «Новая Газета».
Белорусы в провинции Буэнос-Айрес (Аргентина): общественная деятельность в 1960 – п. пол. 1980-х гг.
С.В. Шабельцев
В статье рассматриваются особенности общественной деятельности белорусов в Аргентине периода 1960 – п. пол. 1980-х гг.
Служение архиепископа Афанасия в Южной Америке
С.В. Шабельцев
Находясь на своем посту, Афанасий построил кафедральный храм РПЦЗ в Буэнос-Айресе, успешно боролся против раскола православной паствы и политизации церковной жизни в Аргентине.
Белорусы в провинции Буэнос-Айрес (Аргентина): общественная деятельность в 1960 – п. пол. 1980-х гг.
С.В. Шабельцев
Белорусское присутствие в Аргентине ведет свое начало с конца ХІХ в., когда в Южную Америку устремились эмигранты из Российской империи.
Критический и нейтральный подходы к исследованию идеологии: сравнительный анализ // Вестник ПГУ. – 2010. – №1
В.В. Бурсевич
В статье анализируются два доминирующих подхода к пониманию идеологии – критический и нейтральный. Выделяются основные теоретические презумпции, лежащие в основе данных подходов. Особое внимание уделяется обоснованию необходимости переориентации исследовательских установок с критического на нейтральный подход, обладающий значимым эвристическим и культурным потенциалом.
Взаимодействие идеологии и языка как проблема дискурс-анализа
В.В. Бурсевич
Цель статьи – осуществить теоретическую реконструкцию основных идей о взаимосвязи языка и идеологии в различных направлениях дискурс - анализа.
Юридикализация и медикализация «детского» дис-курса и их социальные последствия
В.В. Бурсевич
В современном мире в связи с кризисом института семьи особенно обостряется проблема ответственности, связанной с рождением детей. Можно сказать, что в социальном поле появился особый «детский» дис-курс, формирующий человеческие отношения в семье, цели и приемлемые способы воспитания ребенка.
Эпистемологический статус «критического дискурса об идеологии»: методологические проблемы дискурс-анализа
В.В. Бурсевич
Дискурс-анализ сегодня представляет собой одно из наиболее перспективных исследовательских направлений, в лучших своих представителях успешно сочетающее эмпирические исследования и теоретизирование достаточно высокой степени абстрактности, предоставляя множество преимуществ для исследования социальной реальности, в частности, идеологии.
Стратегии исследования идеологии в «критическом дискурс-анализе» (Р. Водак, Т.А. ван Дейк, Н.Фэркло)
В.В. Бурсевич
Сегодня направление КДА получает все более институализированный статус, а сам дискурс-анализ становится развитой академической дисциплиной с устоявшимися практиками, методами и институтами. Среди ведущих представителей критического дискурс-анализа (КДА) можно упомянуть Т. ван Дейка, Н. Фэркло и Р. Водак.
Дискурс-анализ как методология исследования идеологии
В.В. Бурсевич
Дискурс-анализ сегодня представляет собой одно из наиболее перспективных направлений, весьма востребованных как за рубежом, так и у отечественных исследователей.
Radical turn in the understanding of ideology and the development of “neutral” approach
Bursevich V.V.
Social and political analysis of ideology is impossible without a preliminary investigation of the very meaning of the concept “ideology”. Reconstruction of classical and contemporary theories of ideology shows two dominant trends or approaches to the defining of this concept – “critical” and “neutral” ones.
Уроженцы брестчины в Аргентине: идентификация эмигрантов межвоенного периода. // г.Минск, БГМУ
Шабельцев С.В.
История жизни уроженцев брестчины, покинувших Беларусь и искавших счастья в Аргентине, является предметом изучения те только интересным, но и весьма познавательным. Это исследование судеб людей, которые решились уехать, бросили вызов повседневной обыденности и размеренности, прошли через горнило экономических тягот и обосновали свой дом вдали от родины. Перипетии жизни эмигранта были насыщены не только яркими впечатлениями от экзотической природы и культуры, но и трудностями адаптации в новой стране проживания. Поэтому встречи с соотечественниками в Аргентине, воспоминания о прошлом на родине носили у них сильный эмоциональный характер. Для проведения свободного времени, помощи в поиске работы или в строительстве земляки объединялись в компании, создавали свои общественные организации. При этом научный интерес вызывает вопрос: а кто для уроженцев с территории современной Брестской области являлся «своим»? С кем они себя отождествляли?
Идеология versus рациональность – новое поле современных исследований. // Философия и рациональность в культуре глобализирующегося мира: материалы Международной научной конференции, Минск, 22-23 октября 2009. Минск: Изд. центр БГУ, 2009. С. 98 – 100.
Бурсевич В.В.
Мыслители, уже начиная с эпохи Древней Греции, понимали осознанное поведение в качестве главного критерия человеческого бытия: в результате человек, неспособный представить явления реальности перед универсальным судом собственного интеллекта, неспособный держать в рациональной узде свое тело, эмоции и поведение, уподоблялся спящему. Эта убежденность в силе рациональности господствовала на протяжение столетий, достигла своего пика в Новое время и, не смотря на то, что в современную эпоху претензии на полную рационализацию повседневной жизни неоднократно терпели крах в практической сфере и развенчивались в сфере теоретической, тем не менее, термин «рациональность» попрежнему обладает мистической силой и воздействием как на обывателя, так и на интеллектуала, оставаясь своеобразным феноменом-мерой, в сравнении с которым иные явления обретают свой вес и значимость или лишаются таковых: так, не выдерживая конкуренции в борьбе за титул наиболее значимых явлений культуры, на фоне научной рациональности меркнут и мифы, и предрассудки, и религия.
Механизмы идеологического манипулирования личностью в современном социуме (концепция Франкфуртской школы и ее альтернативы) // Личность в межкультурном пространстве: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию РУДН. Москва, 18-19 ноября 2010 г. Ч1. М.: РУДН, 2010. С. 142-148.
Бурсевич В.В.
Дискуссия о подавлении творческих способностей личности в современном социуме была начата еще в середине ХХ века франкфуртскими представителями «западного» марксизма. Современное общество – пишет Г. Маркузе, – «это царство комфортабельной, мирной, умеренной, демократической несвободы, свидетельствующей о техническом прогрессе» (Маркузе Г., 1994).
Методология Тартуско-Московской семиотической школы и проблема идеологического анализа текста. // Философия и социальные науки. 2010. № 2. С. 32-38.
Бурсевич В. В.
В статье осуществляется анализ методологических стратегий исследования текста в рамках Тартуско-Московской семиотической школы. Особое внимание уделяется проблеме корреляции таких феноменов, как текст и идеология. Автор пытается ответить на вопрос, сохраняют ли методологические презумпции представителей школы познавательный потенциал в отношении современной проблемы идеологического анализа текста.
Критический и нейтральный подходы к исследованию идеологии: сравнительный анализ. // Вестник ПГУ. 2010. №1. Серия. Гуманитарные науки. С. 95 – 100.
Бурсевич В.В.
В статье анализируются два доминирующих подхода к пониманию идеологии – критический и нейтральный. Выделяются основные теоретические презумпции, лежащие в основе данных подходов. Особое внимание уделяется обоснованию необходимости переориентации исследовательских установок с критического на нейтральный подход, обладающий значимым эвристическим и культурным потенциалом.
Взаимодействие идеологии и языка как проблема дискурс-анализа. // Вестник БГУ. 2011. № 3. Серия 3. История. Философия. Психология. Политология. Социология. Экономика. Право. С. 40-44.
Бурсевич В.В.
Социальный мир может быть сконструирован и, соответственно, воспринят в рамках самых различных моделей, поэтому способ производства реальности является объектом постоянной борьбы за возможность навязать ту или иную «лицензионную» версию социального.
Образование в условиях глобализации. // Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск, Беларусь
Савко Н.П. , Карнацкая В.И.
Своеобразием нынешнего этапа общественного развития являются качественные изменения в геополитической структуре мирового сообщества, наиболее ярко проявляющиеся в процессах глобализации.
Дашлюбнае знаёмства моладзі і шлюб у беларусау у ХІХ ст. // Весці Нацыянальная акадэміі навук Беларусі №1 2007.
Луйгас Н.Я.
Стварэнне сям'і з'яўляецца адной з самых важных падзей у жыцці чалавека. На скрыжаванні маральных каштоўнасцей, якія перадаюцца з пакалення ў пакаленне, адбываецца фарміраванне новага фундаменту для будауніцтва маладой сям'і. Яго трываласць шмат у чым залежыць ад таго, што было пакладзена у падмурку: якія мадэлі ўзаемаадносін складваліся паміж бацькамі і дзецьмі, прыярытэт якіх каштоўнасцей быў вызначаны у бацькоўскай сям'і, як выкарыстоўвалі суджаныя назапашаны вопыт сямейнага жыцця старэйшага пакалення і інш.
Методологические проблемы "нейтрального" понятия идеологии в теории дискуса Э. Лакло и Ш. Муфф // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2012".
Бурсевич В.В,
Для Э. Лакло и Ш. Муфф характерно «нейтральное» понятие идеологии, отражающее ее конститутивную роль в формировании устойчивого дискурсивного ядра и производстве социального. Не «конец идеологии», по мнению Э. Лакло и Ш. Муфф, можно констатировать для современного общества, но напротив, зарождение новых форм антагонизма, многочисленной локальной борьбы против новых форм подчинения, таким образом, развенчивается миф о полностью прозрачном социуме.
Станаўленне беларускай савецкай этнаграфічнай школы даследавання праблемы сям'і (50-70-я гг. ХХ ст.) // Весці НАН Беларусі. 2010. № 4. С. 91-97.
Весці НАН Беларусі
Зварот да вывучэння перыяду фарміравання савецкай этнаграфічнай школы, якая займалася вывучэннем праблемы сям'і, звязаны з тым, што наша дзяржава прыкладае шмат намаганняў для ўмацавання сямейных адносінаў у сям'і. Сапраўды, моц краіны грунтуецца на стабільнасці сямейных стасункаў, дабрабыце бацькоў і дзяцей. Нягледзячы на тое, што ў працах этнографаў савецкага часу прысутнічаюць ідэалагічныя штампы, якія ўжо не вытрымалі праверку часам, нельга адмовіць факт, што гэта быў перыяд выпрацоўкі падыходаў да навуковага даследавання сямейнага асяродку, час фарміравання навуковых традыцый вывучэння сям'і.
Роля навуковых школ у даследаванні праблемы беларускай сям'і 80-90-х гг. ХІХ ст. // Весці НАН Беларусі. – 2010. – № 1. – С. 84-90.
Луйгас Н.Я
80-90-я гг. XIX ст. у даследаванні праблемы беларускай сям'і характарызуюцца актыўным уключэннем мясцовых даследчыкаў у распрацоўку тэмы. Адметна, што збор і публікацыя матэрыялаў адбываліся паралельна са з'яўленнем буйных прац па гісторыі, сучасным стане сям'і і абраднасці беларусаў. З цягам часу менавіта гэтыя працы стануць залатым хрэстаматыйным фондам айчыннай этнаграфіі. Гэты перыяд гістарыяграфіі праблемы беларускай сям'і характарызуецца з'яўленнем шматтомных выданняў запісаў радзіннай, вясельнай, пахавальнай абраднасці. Заслуга ў гэтай справе належыць найбольш збіральнікам: П.В.Шэйну, Е.Р.Раманаву, А.А.Шлюбскаму і інш.

 1