Коммуникативные упражнения на начальном этапе обучения РКИ
Шадурская Л.И.
В статье рассматривается структура коммуникативных упражнений, их психолого-методические основы.
Тестирование как актуальный метод контроля знаний
Т.С. Сас
В статье рассматривается тестирование как одна из актуальных современных форм контроля знаний, умений и навыков: излагаются принципы и функции тестирования, отмечаются положительные и отрицательные стороны.
Это было недавно, это было давно
А.В. Санникова
В 1990 году в БГМУ было создано подготовительное отделение для иностранных граждан. Специфические условия обучения иностранных граждан на подготовительном отделении требовали объединения усилий преподавателей всех кафедр с целью выработки единых требований, единых методических принципов, на которых строится обучение иностранных учащихся.
Формирование социолингвистической и социокультурной компетенций иностранных учащихся в образовательном процессе (из опыта работы кафедры белорусского и русского языков БГМУ)
Т.И. Самуйлова
В статье речь идет о роли воспитательной работы в формировании навыков, умений и знаний, необходимых иностранным учащимся для осуществления успешной образовательной деятельности и межкультурной коммуникации в Беларуси. Обозначаются сферы общения различных этапов обучения иностранных учащихся, а также способы реализации основных воспитательных задач. Определяется место воспитательной работы в процессе обучения и приводятся примеры некоторых ее форм из практики кафедры.
Выкарыстанне сістэмы дыстанцыйнага навучання MOODLE як кампенента эфектыўнай падрыхтоўкі да іспытаў па беларускай мове
А.А. Носік
Артыкул прысвечаны пытанню эфектыўнасці выкарыстання сістэмы дыстанцыйнага навучання MOODLЕ ў працэсе падрыхтоўкі да здачы цэнтралізаванага тэсціравання па беларускай мове. Паказана роля выкладчыка ў арганізацыі навучання і магчымасці, якія адкрываюцца для навучэнца падчас праходжання электроннага курса.
О семантизации языковых единиц в русском и персидском языках
Набати Шахрам, Е.И. Гринкевич
Данная статья посвящена проблеме адекватной семантизации и усвоения иноязычной лексики; рассмотрению трудностей, связанных с существенными отличиями в семантических признаках непереходных и переходных глаголов русского и персидского языков.
Структурно-семантические модели номинации клеток в гистологической номенклатуре // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: матер. XI Межд. науч.-практ. конф., Минск, 10-12 мая 2018г. – С. 158-161
Т.П. Мокрицкая
В данной работе мы предлагаем рассмотреть с точки зрения структурно-морфологического состава латинские гистологические наименования, а именно названия клеток, в латинском, русском и английском сегменте медицинской терминологии.
Принципы и методы изучения глаголов движения
Л.А. Меренкова, Л.Б. Ярось
В статье рассматриваются методы и приемы изучения глаголов движения (начальный этап обучения) на примере учебно-методического пособия «Глаголы движения».
Основные задачи подготовки иностранных учащихся подготовительного отделения на современном этапе
Т.Н. Мельникова, Е.В. Чаплинская
В статье рассматриваются ключевые вопросы процесса обучения иностранных граждан на подготовительном отделении учреждения высшего образования Республики Беларусь.
Методические особенности разработки упражнений с использованием лингвистического корпуса
С.В. Мазынская
В статье рассматриваются упражнения с учетом корпусных данных и упражнения прямого поиска в корпусе. При выполнении заданий прямого поиска важно учитывать уровень владения языком и сформированность практических навыков работы с корпусом. Обращается внимание на возможность создания пользовательского подкорпуса в рамках НКРЯ для снятия языковых трудностей.
Учет психолингвистических факторов порождения высказывания при обучении русскому языку англофонов
Кожухова Н.Е., Аксенова Г.Н.
В статье анализируются выделенные психолингвистические факторы, которые необходимо учитывать при обучении русскому языку англофонов. Особое внимание уделяется модели синтаксической сочетаемости и ее связи с ассоциативной структурой изучаемых слов русского языка.
Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся при обучении РКИ
Ю.Э. Егоркина
В данной статье рассматривается проблема учета индивидуально-психологических особенностей учащихся при обучении РКИ. Цель статьи – описание определенных подходов и приемов для обучения РКИ при работе с различными психолого-педагогическими типами учащихся. Задачи – рассмотреть способы выявления индивидуально-психологических особенностей студентов, выделить определенные психолого-педагогические типы обучаемых, описать приемы работы над различными видами речевой деятельности с иностранными учащимися разных типов восприятия информации.
Роль словообразования в курсе русского языка как иностранного в медицинском вузе
А.А. Дерунова, Е.В. Тихоненко
В статье рассказывается о роли изучения основ словообразования иностранными учащимися на подготовительном этапе обучения и основном курсе.
Формирование коммуникативной компетенции у иранских студентов на материале художественного текста (из опыта работы)
Е.И. Гринкевич
В статье приводятся примеры практических заданий для работы по книге и анимационному фильму У. Джойса «Фантастические летающие книги мистера Морриса Лессмора, ориентированных на формирование коммуникативных навыков и на развитие способности к созданию текстов.
О выборе стратегий при обучении аудированию на занятиях по русскому языку как иностранному
Е.И. Гринкевич
В статье рассматривается проблема обучения иностранных студентов аудированию на русском языке. Отмечается важность выбора стратегий переработки воспринимаемой на слух информации.
«Творческая мастерская» на занятиях РКИ как средство активного обучения
Е.И. Гринкевич, С.К. Буховец
На наш взгляд, учить мыслить – одна из важнейших целей, которые стоят перед образовательной системой, а задача преподавателя – искать и использовать в процессе обучения такие формы и методы работы, такие инструменты, которые помогут научить иностранных студентов навыкам креативного мышления, разовьют их воображение и «разбудят» логику озарения – удивительное явление, когда начинаешь видеть вещи и явления по другому.
Обучение иностранных студентов-медиков коммуникативному поведению
Гладышева М.К., Родина Е.И.
Общеизвестно, что профессиональное общение является важнейшим навыком будущих врачей. В статье изложены основные вопросы обучения иностранных студентов-медиков коммуникативному поведению, в том числе речевому этикету и невербальным средствам общения.
Об интеграции информационных и педагогических технологий в обучении русскому языку как иностранному
Василевская Ю.А., Ивашень Е.А., Стойка Г.Л.
Статья посвящена анализу возможности и эффективности использования педагогических и информационных технологий в обучении русскому языку как иностранному на примере программы iSpringSuite.
Формирование лингвокультурологической компетенции в обучении русскому языку иностранных учащихся
Е.П. Василевская
Лингвокультурологическая компетенция представляет собой перечень вопросов, в которых учащийся должен хорошо ориентироваться. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества.
Формирование лингвострановедческой компетенции как средство социокультурной адаптации иностранных студентов
А.А. Вильтовская, Ю.И. Махнач
Данная статья посвящена вопросам адаптации иностранных студентов к новым условиям при поступлении в вуз. В исследовании рассматриваются психологический и социокультурный типы адаптации, отмечается существенная роль лингвострановедческого компонента в процессе межкультурного взаимодействия.
Учебные экскурсии как вариант оптимизации процесса обучения РКИ
Буховец С.К., Гринкевич Е.И.
Статья посвящена проблеме повышения эффективности учебного процесса и активизации резервных возможностей иностранных учащихся. Сделан вывод о том, что эффективной формой внеаудиторной работы является учебная экскурсия, которая позволяет повысить мотивацию к изучению русского языка, а также заложить основы бесконфликтного поликультурного общения в группе.
В преддверии новогодних праздников (из опыта работы с видеоматериалами на начальном этапе обучения РКИ)
Буховец С.К., Гринкевич Е.И.
Использование короткометражных фильмов на занятиях русского языка как иностранного – известный творческому преподавателю вид работы, к тому же, достаточно эффективный. Небольшие по объёму (3–5–10 минут) и веские по смыслу психологические фильмы способны затронуть человеческие чувства и «замотивировать» обучающегося на продуцирование высказывания.
Система обучения РКИ в учебно-профессиональной сфере студентов-медиков
В.В. Белый
Цель пособия – подготовка иностранных учащихся к чтению учебников по указанным предметам; овладение ими минимумом общенаучной и специальной лексики, основными синтаксическими конструкциями, характерными для научного стиля; выработка первичных навыков логико-смыслового анализа содержания текста; обучение умению поддерживать беседу по изучаемым темам в условиях ограниченности лексико-грамматических средств выражения.
Обучение в учебно-профессиональной сфере иностранных студентов медицинского вуза
В.В. Белый
В статье описывается система обучения научной речи в процессе преподавания русского языка как иностранного в медицинском университете. Представлены учебные пособия для формирования умений и навыков профессиональной речи на разных этапах обучения.
Кураторская работа с иностранными студентами на продвинутом этапе обучения в БГМУ
Будько М.Е., Сушкевич П.В.
Статья посвящена вопросам организации кураторской работы с иностранными студентами, обучающимися в БГМУ на 1-3 курсах. Рассматривается роль куратора – преподавателя русского языка как иностранного – в успешной адаптации студентов.
Потенциал песенного материала при обучении студентов-иностранцев русскому языку
Андрос И.Д., Громова О.И.
В статье описан опыт организации учебного занятия по русскому языку как иностранному с использованием аутентичного песенного материала (на примере песни В.С. Высоцкого «Утренняя гимнастика»).
О работе со специальной лексикой при подготовке студентов-иностранцев к клинической практике (на материале текстов по стоматологии) // Беларусь – Иран – Россия: сотрудничество в области преподавания русского языка как иностранного: Материалы телемоста, 24 ноября 2016 г, Минск, БГМУ, 2017, С.261-264
А.А. Шарапа, Н.Н. Людчик
Главная цель учебного процесса – научить студентов-иностранцев их будущей профессии. Перед преподавателями русского языка стоит задача подготовить учащихся к слушанию и конспектированию лекций по специальности, работе с учебной и научной литературой, а на старших курсах – к профессиональному общению, оформлению медицинской документации, написанию рефератов.
Национально-культурная специфика коммуникативного поведения иранских студентов // Беларусь – Иран – Россия: сотрудничество в области преподавания русского языка как иностранного: Материалы телемоста, 24 ноября 2016 г., Минск, БГМУ, 2017, с.137-142
Л.И. Шадурская
Учёные отмечают, что коммуникативное поведение – более широкое понятие, чем речевой этикет. Речевой этикет включает стандартные речевые формулы, которые отражают эталонное общение. Коммуникативное поведение, по мнению исследователей Ю.Е. Прохорова и И.А. Стернина, «описывает реальную коммуникативную практику народа».
Использование глаголов движения с учётом их лексической сочетаемости // Актуальные проблемы довузовской подготовки: матер. 1-й науч.-метод. конф. преподавателей факультета профориентации и довузовской подготовки, БГМУ, 31 мая 2017г., с.199-200
C.Н. Хорешко
Технология обучения – это всегда что-то новое, однократно используемое, так как ситуация обучения постоянно меняется и контингент обучаемых тоже меняется время от времени. Чем занят преподаватель-методист, направляя процесс обучения? Он моделирует постоянно меняющиеся ситуации общения, выбирает необходимые структуры с соответствующим лексическим наполнением, формулирует и предъявляет учащимся реальные задачи коммуникации.
Нормативное и учебно-методическое обеспечение учебного процесса с иностранными слушателями подготовительного отделения // Язык. Общество. Медицина: матер. XVI Респуб. студ. науч.-практ. конф. “Язык. Общество. Медицина” и XIII респуб. науч.-практ. семинара “Формирование межкультурной компетентности в учреждениях высшего образования при обучении языкам”, Гродно, 2017, с.347-350
Е.В. Тихоненко
В последнее пятилетие активно развивается новое направление – обучение иностранных граждан на английском языке. Появление англоязычных групп в вузах Республики Беларусь прежде всего обусловлено объективной необходимостью для успешной конкуренции на рынке образовательных услуг того или иного учреждения образования, повышением его имиджа и престижа и, безусловно, экономической выгодой.

 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  следующая →