1 апреля 2020 г.

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма отмечается 2 апреля

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Ежегодно 2 апреля (начиная с 2008 года) отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Данная дата была установлена резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в декабре 2007 года с целью обратить внимание жителей различных государств на необходимость помогать детям и взрослым, страдающим аутизмом.

Термин «autismus» (греческое слово αὐτός – «сам») предложен швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1910 году. Однако примеры описания симптомов аутизма можно найти в исторических источниках, появившихся задолго до введения самого термина.

О том, что такое аутизм, каковы его симптомы, методы диагностики, а также других нюансах, связанных с данным заболеванием, рассказала кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Белорусского государственного медицинского университета Инна Викторовна Пятницкая.

 

– Инна Викторовна, что такое аутизм? Это болезнь?

– Аутизм – это не болезнь. Однако это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию имеющего его человека, отношения с другими людьми, на восприятие и понимание окружающего мира.

 

– Каковы причины данного нарушения развития?

– Этиология аутизма до сих пор не известна. Существуют разные теории: генетическая, опиоидная, тератогенная, теория поломки иммунной системы и другие, и все они пытаются объяснить происхождение аутизма, но ни одна из них не является приоритетной.

Видимо, аутизм является сложным расстройством и порождается различными причинами либо сочетанием повреждающих факторов внешней среды, действующими на нескольких уровнях: генетическом, когнитивном, нейрональном и гуморальном.

 

– Назовите, пожалуйста, симптомы и признаки аутизма.

Основной симптом этого нарушения развития – трудности социальной коммуникации и взаимодействия. Ребенку сложно установить эмоциональный контакт с внешним миром, сложно понимать других людей, сложно выразить собственные эмоции.

Еще один «показатель» аутизма – стереотипии. Они бывают: поведенческие (поглощенность однообразными действиями – раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, бег по кругу), игровые (малыш может подолгу манипулировать одним и тем же предметом – трясти, постукивать, вертеть в руках, выстраивать игрушки в рядок, быстро и ритмично перелистывать страницы книги не для того, чтобы рассмотреть картинки или понять текст, а чисто механически), сенсорные (включение и выключение света, шуршание целлофановыми пакетами, раскачивание скрипящих створок двери, обнюхивание и облизывание предметов), речевые (эхолалии, склонность к словам и фразам-цитатам, стереотипные манипуляции со звуками, словами и фразами, стереотипный счет).

Ребенок с аутизмом старается избежать каких-либо нововведений в его жизненный порядок (походы в детский сад и из детского сада одной дорогой, поездка куда-либо только на определенном транспорте и т. д.) и активно им сопротивляется.

Среди детей с расстройствами аутистического спектра часто встречаются отклонения в пищевом поведении (сложность введения прикорма, избирательность в еде, отказ от новых видов пищи, ритуальность в ее режиме и атрибутике).

Наблюдаются также проблемы со сном: ребенку сложно уснуть, он часто просыпается среди ночи и ранним утром, может беспричинно плакать по ночам, при этом его сложно успокоить и понять причину плача.

Нарушено общение с другими детьми, что выражается в их игнорировании (пассивном либо активном), игре «рядом» (ребенок с аутизмом словно выбирает свое игровое поле, а посягательство на данную территорию вызывает протест – он собирает игрушки и уходит или препятствует вмешательству, может проявлять элементы аутоагрессии), страхе (сопротивление, убегание при попытке вовлечь в игру), игре в одиночку, причем часто в обособленном месте.

Кроме того, малыш с расстройством аутистического спектра привержен привычным деталям окружающего мира – расположению мебели, игрушек, других предметов. Он может негативно отнестись к новой одежде.

У детей с аутизмом отмечается характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно ее коммуникативных функций: они избегают разговоров, не задают вопросов и могут не реагировать на вопросы, обращенные к ним. При этом наедине с собой могут комментировать собственные действия, увлеченно декламировать стихи. К себе такие дети обращаются в третьем лице – «ты», «она», «он». Они не пользуются речью в качестве коммуникативного элемента, а используют ее только тогда, когда считают нужным для себя. Если тема выходит за поле их интересов, могут не отвечать собеседнику и создавать впечатление ребенка с проблемами слуха.

Важно заметить, что в большинстве случаев аутистические расстройства начинаются в возрастном диапазоне от 1,5 до 2,5 лет, когда период нормального интеллектуального и речевого развития ребенка сменяется последующей остановкой и распадом речи, познавательной деятельности, навыков поведения.

 

– Что должно насторожить родителей в поведении ребенка? Иными словами, каковы первые «сигналы» аутизма?

– Во-первых, это когда малыш не отзывается на свое имя (так называемая псевдоглухота), во-вторых, не смотрит в глаза (взгляд вскользь либо взгляд мимо), в-третьих, у него нет указательного жеста, в-четвертых, отсутствует эмоциональная реакция при встрече с близкими либо начинается неадекватная реакция на их приход, в-пятых, у ребенка нет сюжетной игры и желания общаться со сверстниками.

 

– Насколько значима постановка диагноза «аутизм»? И кто это делает?

– Важнейшее значение для диагностики аутизма имеет исключение его наличия, потому что есть масса других заболеваний и нарушений, которые могут быть похожими по проявлениям на аутизм (генетических, речевых, интеллектуальных, обменных и других).

Диагноз ставится детским психиатром. Отмечу, что специфических биологических маркеров в данном случае нет. Диагностика осуществляется в соответствии с диагностическими критериями международных систем диагностики (DSM-IV, МКБ-10). В основе диагноза лежит анализ поведения, а не причинных факторов или механизмов расстройства.

Помимо диагностического интервью психиатра, должно быть: неврологическое и педиатрическое заключения, результаты исследования состояния слуха и зрения, психологическое, генетическое и логопедическое заключения, педагогическая характеристика ребенка, оценочные шкалы.

Кстати сказать, в США и Российской Федерации широко используют скрининг аутизма среди детей возраста 18 и 24 месяцев. Осуществлять скрининг поручено педиатрам, приходящим на патронаж. Пока врач осматривает ребенка, родители заполняют опросник. При высоких рисках аутизма по шкалам опросника родителям рекомендуют обратиться к специалистам центров раннего вмешательства на консультацию. Это позволяет выявлять аутизм в максимально ранние сроки. Необходимо подчеркнуть, что от них зависит прогноз его дальнейшего развития и эффективность коррекционных мероприятий. Чем раньше начнется оказание помощи, тем более результативной она будет. Упущенное время будет восполнить нельзя.

Почему важен диагноз?! Он помогает пациентам с аутизмом (и их близким) понять, почему они испытывают определенные трудности, а еще – что можно сделать по этому поводу. Помимо того, диагноз позволяет людям получить доступ к соответствующим службам и поддержке.

 

– С какими диагнозами коморбиден аутизм?

– Коморбидность аутизма с другими состояниями составляет: генетические заболевания 10 % – 15 % случаев, интеллектуальная недостаточность – от 25 % до 70 %, тревожные расстройства – от 11 % до 84 %, эпилепсия от 10 % до 30 % случаев. Кроме этого, аутизм коморбиден с депрессией, обсессивно-компульсивными расстройствами, рядом метаболических заболеваний (таких, как фенилкетонурия), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексией и диспраксией.

Данное сочетание влияет на течение и степень социальной адаптации ребенка с расстройством аутистического спектра, потому что, если интеллект и речевое развитие в норме, с ним гораздо легче наладить контакт и адаптировать его в социальной среде.

 

– Какие виды аутистических расстройств существуют?

– Существует понятие «расстройства аутистического спектра (РАС)», которое объединяет детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера. В МКБ-11 и DSM-V РАС это будет единая нозологическая категория, без выделения подгрупп.

 

– Взаимосвязаны ли аутизм и интеллектуальная недостаточность?

– Связь между аутизмом и интеллектуальной недостаточностью не однозначна. Они имеют взаимное влияние на развитие ребенка и его адаптацию в обществе. И порой сложно понять, что является основным диагнозом. Однако ребенок с интеллектуальной недостаточностью отличается от ребенка с расстройством аутистического спектра. У мальчика или девочки с интеллектуальной недостаточностью сохраняются зрительный контакт и стремление к общению, усилены витальные потребности, нет явной разницы интеллектуальной продуктивности в привычной среде и вне ее, замедленно, но верно идет накопление знаний, умений и навыков, внутренний мир не бывает таким богатым, как при аутизме.

Дифференцировать эти расстройства дает возможность только длительное наблюдение в динамике.

 

– Можно ли вылечить аутизм?

– В начале нашей беседы я сказала, что аутизм – не болезнь, а расстройство. И это значит, что не существует такой волшебной таблетки, которая позволила бы его вылечить. Вместе с тем врачи могут помочь облегчить видимые симптомы и скорректировать сопутствующие нарушения. И чем раньше будет оказана комплексная эффективная помощь, тем легче ребенок адаптируется в обществе. К основным видам помощи ребенку с аутизмом относятся психолого-педагогическая, логопедическая и психокоррекционная, и их оказывают таким детям во всем мире.

Программу обучения для ребенка с аутизмом подбирают педагоги, принимая во внимание его интеллектуальные возможности, а профмаршрут определяют медико-педагогические комиссии. Кто-то из этих детей учится в обычной школе, кто-то – в классе интеграции, но по вспомогательной программе и т. д.

 

– Каков прогноз для пациентов с аутизмом?

– У аутизма есть многочисленные вариации клинического течения, поэтому прогноз может быть разным: от легких форм, без четких границ между аутизмом и «нормой», до тяжелых с выраженными степенями нарушения речи и умственной отсталости.

Согласно статистике, от 0,5 % до 10 % пациентов с расстройствами аутистического спектра демонстрируют необычные способности (синдромом Саванта: от фр. savant – «ученый»), редкое состояние, при котором люди с отклонением в развитии имеют «остров гениальности» – выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности. Общая для всех детей-савантов – феноменальная память.

Чаще всего их способности проявляются в таких специализированных областях, как музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчеты, картография, построение сложных трехмерных моделей и некоторых других.

Ребенок с аутизмом способен повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз, безошибочно назвать результат умножения многозначных чисел, как будто результат ему известен заранее, сказать, на какой день недели придется 1 января 3001 года, начертить карту города после полета над ним, самостоятельно изучить иностранный язык и т. д.

Одновременно с этим в областях, лежащих вне проявлений синдрома саванта, такой человек может демонстрировать явную неполноценность, вплоть до интеллектуальной недостаточности. От этого и зависит прогноз. Но то, что аутизм с возрастом никуда не исчезает и не превращается в другие диагнозы, – неопровержимый факт. Аутизм – не детский, он – навсегда!

Поиск специфических нейробиологических маркеров расстройств аутистического спектра (генетических, иммунологических, нейрофизиологических, биохимических) позволит объективизировать состояние нервной системы пациента с аутизмом, определять остроту, тяжесть патологического процесса и осуществлять мониторинг развития заболевания и способов оказания помощи.

В свою очередь общество должно оказать поддержку таким людям и принять их в свои ряды.

Беседовала Оксана Курбеко, пресс-секретарь ректората БГМУ


 Поделитесь

 
Народный театр «Эскулапы»
29 мая
Народный театр «Эскулапы»
– реалии жизни приняты, творчество продолжается
 
 
Распределение выпускников
22 мая
Распределение выпускников
состоялось в БГМУ
 
Компетентно о неинфекционных заболеваниях
22 мая
Компетентно о неинфекционных заболеваниях
в период пандемии коронавируса
 
19 мая – Всемирный День семейного врача
19 мая
19 мая – Всемирный День семейного врача
(врача общей практики)
 
«Мифические вопросы» и реальные ответы о питании
19 мая
«Мифические вопросы» и реальные ответы о питании
при сахарном диабете второго типа
 
 

 
 
© 1921—2020 Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет».
При перепечатке текстовой информации и фотографий гиперссылка на сайт обязательна. Все права на графические и текстовые материалы принадлежат их авторам.
 
Контактная информация

220116, г. Минск, пр. Дзержинского, 83
Тел: +375 17 277-12-01. Факс: +375 17 277-12-02
Эл. почта: bsmu@bsmu.by