БГМУ – ведущий белорусский медицинский университет

В стенах университета за столетнее существование подготовлено более 50 тысяч высококвалифицированных специалистов.

БГМУ – уникальный сплав науки и практики

Ежегодно высококвалифицированным преподавательским составом разрабатываются и внедряются уникальные методики лечения, а также выполняется существенное количество сложных операций, консультаций, различных манипуляций.

БГМУ – территория уникальных возможностей

В университете обучается более 2 тысяч иностранных студентов из 52 стран. Выпускники работают врачами в 108 странах мира.

БГМУ – научный лидер

На протяжении многих лет университет является организацией-лидером по результатам научной деятельности.

БГМУ – участник мирового медицинского образовательного сообщества

Белорусский государственный медицинский университет является уникальным центром образования, науки, медицинской и фармацевтической практики, признанным мировым сообществом.
 

19 января 2022 г.

Профилактика COVID-19. Роль волонтерского движения

Профилактика COVID-19. Роль волонтерского движения

Декабрь 2019 года стал отправной точкой в исчислении событий, происходящих до сих пор в человеческой популяции. Тогда появились временные интервалы до SARS-CoV-2 и после… А что же происходит после? Невиданное количество самых разнообразных эмоций: страх, горечь утраты друзей, близких и коллег, радость выздоровления, ожидание новых открытий, создание вакцин и лекарственных средств, недоверие вакцинам, усталость от масок, появление новых вариантов SARS-CoV-2, обеспокоенность, растерянность…

«Разработка и одобрение нескольких безопасных и эффективных вакцин менее чем через год после изолирования и секвенирования SARS-CoV-2 – вируса, вызывающего COVID-19, является потрясающим научным достижением, – заявил генеральный директор Всемирной организации здравоохранения доктор Тедрос Адханом Гебрейесус. – Одобрение нескольких первых вакцин не означает, что работа закончена. До этого еще далеко. В стадии разработки находится целый ряд других вакцин, которые должны быть оценены, с тем чтобы обеспечить наличие достаточного количества доз для вакцинации всех людей».

Вопросы безопасности стратегически важного направления профилактики – иммунизации – самым тесным образом связаны с приверженностью населения вакцинации. В различных странах мира уже использованы десятки миллионов доз вакцин. Данные мероприятия позволят управлять пандемической ситуацией при COVID-19. В центре внимания мировых ученых оценка воздействия новых вариантов SARS-CoV-2 на эффективность иммунизации, на передачу возбудителя в популяции и необходимость разработки новых вакцинных платформ.

Студенты медико-профилактического факультета Белорусского государственного медицинского университета не могли остаться в стороне от происходящих событий и присоединились к мероприятиям по формированию приверженности иммунопрофилактике против новой коронавирусной инфекции в рамках столичного проекта «Вакцина для жизни». С 23 ноября по 17 декабря ребятами из волонтерских отрядов кафедры гигиены детей и подростков «Путь к здоровью ребенка» и кафедры эпидемиологии «Знания – сила» было проведено 70 мероприятий среди студентов и преподавательского состава учреждений высшего образования города Минска.

Наши волонтеры охотно делились впечатлениями от общения с ровесниками из других вузов. Для примера приведем высказывание волонтера Екатерины Агеевой: «Ребята шли на контакт, задавали много вопросов. Заметен был интерес к данной проблеме. Основной причиной низкой приверженности вакцинации против новой коронавирусной инфекции, по моему наблюдению, послужило нежелание куда-то идти, или обыкновенная лень. Данный феномен подтверждали и студенты в личной беседе. Некоторая доля обучающихся немедицинских вузов, присутствующих на встречах, говорили о том, что хотели бы получить больше статистической информации о количестве привитых среди молодых людей и регистрации побочных реакций. Понравилось, что были студенты, которые вставали и говорили, что мотиваторами вакцинации были их собственные родители, которые относятся к работникам медицинской сферы, поэтому вопрос надо или не надо вакцинироваться для них лично не стоял. В целом, я думаю, ребята серьезно задумались о необходимости прививки от SARS-CoV-2 после наших волонтерских выходов».

Или вот такое сообщение-мнение: «Мы сегодня ходили в Институт эстетического образования, на беседу пришли очень много людей. Впечатления больше положительные. Студенты задавали интересующие их вопросы. Ярых антипрививочников явно не было. После общей лекции студенты подходили и задавали уже сугубо личные вопросы. Но самое отрадное это то, что по завершении встречи ребята спрашивали у кураторов групп, какие вакцины есть в пунктах вакцинации и как туда попасть».

Еще сообщение от волонтера Екатерины Агеевой: «Мы в среду и четверг провели три мероприятия. Привитых мало. Но радует, что у студентов появляются вопросы по ходу беседы. Особую гордость вызывает то, что некоторые ребята привились после нашей первой встречи».

Как факт, заслуживающий внимания, хочется отметить: наши студенты также здраво оценивают происходящее: «Пришли восемь добровольцев-волонтеров из вуза. Сначала им вопросы задавали очень стандартные, стесняясь: спрашивали о масках, дистанцировании, типах вакцин. К концу встречи разговорились, свободно спрашивали то, что волновало, вызывало страх и опасения. В итоге разговор вышел продуктивный. Ребята благодарили нас за нашу работу и обещали сделать все возможное, чтобы поднять процент вакцинированных, а значит, процент сохраненных жизней».

Наглядным примером работы принципа «Равный обучает равного» служит следующее высказывание волонтеров-медиков: «Были в Институте инклюзивного образования. Все прошло отлично! Ребята задавали много вопросов, и мы на все ответили. Выступали даже в двух группах дополнительно, и во второй группе сразу же после окончания разговора захотели сделать прививки более половины ребят, хотя изначально было привито только три человека! Заместитель по воспитательной работе, провожая нас, повторяла: «Девочки (Ксения Коледа и Анастасия Лях), какие же вы молодцы. Благодарю!». После таких слов возникает чувство гордости за наших волонтеров, их желание и стремление внести свой вклад в мировую борьбу с пандемией».

В отдельных учреждениях высшего образования происходило «сражение» с фобиями, мифами, заблуждениями. Данный факт подтверждают волонтеры: «Провели встречу в Институте психологии. Можно описать ее словосочетанием «поле боя». Вопросов задавали столько, что мы не успевали отвечать. Было ощущение, что некоторые спрашивали не потому, что было важно получить ответ, а чтобы подловить нас на том, чего мы не знаем. Но мы ответили абсолютно на все вопросы. Надеемся, что здравый смысл в этой аудитории возьмет верх».

Есть впечатления и о стримах: «Провели первый стрим сегодня. Мы поменяли тактику: вместо презентации подали всю информацию в виде диалога. Студенты БГУ задавали очень и очень много вопросов, мы на них отвечали, поясняли, приводили примеры, убеждали. Далее сами студенты-волонтеры БГУ в своих группах рассказывали полученную от нас информацию, а затем подключались мы и разъясняли наиболее сложные моменты, развенчивали мифы и неверные убеждения. В стриме принимали участие 92 человека. С каждой новой встречей росла уверенность, что выполняется очень важная миссия».

Особо хотелось бы отметить, что в процессе реализации проекта «Вакцина для жизни» сами волонтеры-медики в общем чате учили друг друга правильному общению с «подопечными» и советовали друг другу «больше общаться на обычном, бытовом, уровне и приводить примеры из жизни». Были и рекомендации-размышления, как вести себя с явными антипрививочниками. Наши ребята-волонтеры выкладывались в проекте «Вакцина для жизни» по полной программе. За что им огромная благодарность от руководителей волонтерских отрядов, университета, от немедицинских вузов, к которым они были прикреплены. На каждом мероприятии волонтеров буквально «засыпали» благодарностями. Вот список участников проекта, студентов медико-профилактического факультета: Александра Апанович, Елена Добровольская, Екатерина Агеева, Анастасия Бондарчук, Елена Герасимчик, Арсений Пекун, Дарья Березовкая, Дарья Ганюк, Дарья Жигар, Алина Сташкевич, Виктория Гаркун, Анастасия Куделько, Анастасия Зеброва, Ксения Коляда, Анастасия Лях, Юлия Шевцова, Анна Больдюсова.

Руководителями отрядов и 17 волонтерами проделана титаническая работа, начиная с этапа отбора волонтеров и их подготовки, подбора и адаптации материала для выступлений, дискуссий, круглых столов, стримов, тренингов, бесед в очном и on-line форматах. Были созданы чаты для консультаций, сформированы анкеты с ключевыми вопросами для понимания мотивации отказов в студенческой среде, подобраны и продемонстрированы примеры влияния SARS-CoV-2 на здоровье и жизнь человека, освещены вопросы Long-COVID, развеяны страхи и сомнения. Необходимо подчеркнуть важность волонтерского движения в формировании приверженности вакцинации, о чем свидетельствуют слова благодарности не только от студентов, преподавателей, руководства учреждений, высказанные воочию, но и выраженные в письмах на имя ректора Белгосмедуниверситета.

SARS-CoV-2 не намерен сдаваться, а значит, следует продолжать профилактическую работу. Только благодаря совместным усилиям можно встать на путь ликвидации пандемии и сохранить высшую ценность – человеческую жизнь!

Ольга Горбич, доцент кафедры гигиены детей и подростков, Татьяна Дороженкова, доцент кафедры эпидемиологии, студенты волонтерских отрядов «Путь к здоровью ребенка», «Знания – сила», фото авторов


 Поделитесь

 
 
© 1921—2022 Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет».
При перепечатке текстовой информации и фотографий гиперссылка на сайт обязательна. Все права на графические и текстовые материалы принадлежат их авторам.
 
Контактная информация

220116, г. Минск, пр. Дзержинского, 83
Тел: +375 17 252-12-01. Факс: +375 17 348-12-02
Эл. почта: bsmu@bsmu.by

Электронные обращения граждан